Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Гавриил Державин

«Соловей во сне» Г. Державин

Я на хо́лме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,
В скучном, бесконечном сне,
Ах! не будут так, как ныне,
Эти песни слышны мне;
И веселья, и забавы,
Плясок, ликов, звуков славы
Не услышу больше я, –
Стану ж жизнью наслаждаться,
Чаще с милой целоваться,
Слушать песни соловья.

1797 г.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Соловей во сне»

Г. Р. Державин – выдающийся русский государственник, икона русского поэтического классицизма. Главным объектом его творчества всегда был человек и его неповторимая индивидуальность во всём богатстве внутреннего мира. Произведение «Соловей во сне», несмотря на лирический оттенок, освещает важные философские аспекты и обсуждает место человека на земле, скоротечность земного бытия.

Поэт очень любил певчих птиц. И центральный образ стихотворения – соловей, символ и творчества, и всех радостей жизни. Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «на холме высоком», «глас твой», «душе моей», « в … сне глубоком», «внятен (ясен) был», «усмехался он», «не услышу я», «не будут песни слышны» – формирующую рифмы и придающую изложению торжественность античного стиха;
  • олицетворение – «песни, вздохи … услаждали сон» – позволяет выразить мысль емко и образно;
  • архаизмы – «глас», «лик» – и устаревшие формы слов – «издалече», «ныне» – являются данью литературной традиции и частью поэтической лексики XVIII столетия;
  • обращение – «соловей» – выделяет центральную фигуру произведения, основу сюжета;
  • метафору – «внятен душе»;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «спал, слышал», «звучал, отдавался, стенал, усмехался», «песни, вздохи, клики (возгласы, зовы), свисты», «веселья, забавы, плясок, ликов, звуков славы»; «наслаждаться, целоваться, слушать» – позволяют передать прелесть соловьиного пения и все многообразие жизни;
  • эпитет – «сладкий сон» – оборот, который употребляет автор, можно толковать расширительно – это и счастливая жизнь, совмещенная с творчеством;
  • риторическое восклицание – «Ах!» – междометие показывает, как упоминание о смерти омрачает высокий настрой произведения;
  • контекстуальные антонимы – «сладкий – скучный», «стенал (то есть стонал, жалобно плакал) – усмехался» – описывают полярные стороны человеческой жизни и богатство красок соловьиного пения;
  • перифраз – «скучный, бесконечный сон» – подразумевается загробная жизнь;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «стану ж жизнью наслаждаться», «на холме спал высоком, слышал глас … , соловей», создающую звуковые акценты;
  • лексику высокого стиля – «кончина», «внятен», обусловленную тематикой стихотворения.

В рамках стихотворения большой поэт призывает нас учиться понимать прекрасное, радоваться жизни и ценить каждый прожитый день.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах