«Соловей во сне» Г. Державин
Я на хо́лме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.Если по моей кончине,
В скучном, бесконечном сне,
Ах! не будут так, как ныне,
Эти песни слышны мне;
И веселья, и забавы,
Плясок, ликов, звуков славы
Не услышу больше я, –
Стану ж жизнью наслаждаться,
Чаще с милой целоваться,
Слушать песни соловья.
1797 г.
Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Соловей во сне»
Г. Р. Державин – выдающийся русский государственник, икона русского поэтического классицизма. Главным объектом его творчества всегда был человек и его неповторимая индивидуальность во всём богатстве внутреннего мира. Произведение «Соловей во сне», несмотря на лирический оттенок, освещает важные философские аспекты и обсуждает место человека на земле, скоротечность земного бытия.
Поэт очень любил певчих птиц. И центральный образ стихотворения – соловей, символ и творчества, и всех радостей жизни. Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «на холме высоком», «глас твой», «душе моей», « в … сне глубоком», «внятен (ясен) был», «усмехался он», «не услышу я», «не будут песни слышны» – формирующую рифмы и придающую изложению торжественность античного стиха;
- олицетворение – «песни, вздохи … услаждали сон» – позволяет выразить мысль емко и образно;
- архаизмы – «глас», «лик» – и устаревшие формы слов – «издалече», «ныне» – являются данью литературной традиции и частью поэтической лексики XVIII столетия;
- обращение – «соловей» – выделяет центральную фигуру произведения, основу сюжета;
- метафору – «внятен душе»;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «спал, слышал», «звучал, отдавался, стенал, усмехался», «песни, вздохи, клики (возгласы, зовы), свисты», «веселья, забавы, плясок, ликов, звуков славы»; «наслаждаться, целоваться, слушать» – позволяют передать прелесть соловьиного пения и все многообразие жизни;
- эпитет – «сладкий сон» – оборот, который употребляет автор, можно толковать расширительно – это и счастливая жизнь, совмещенная с творчеством;
- риторическое восклицание – «Ах!» – междометие показывает, как упоминание о смерти омрачает высокий настрой произведения;
- контекстуальные антонимы – «сладкий – скучный», «стенал (то есть стонал, жалобно плакал) – усмехался» – описывают полярные стороны человеческой жизни и богатство красок соловьиного пения;
- перифраз – «скучный, бесконечный сон» – подразумевается загробная жизнь;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «стану ж жизнью наслаждаться», «на холме спал высоком, слышал глас … , соловей», создающую звуковые акценты;
- лексику высокого стиля – «кончина», «внятен», обусловленную тематикой стихотворения.
В рамках стихотворения большой поэт призывает нас учиться понимать прекрасное, радоваться жизни и ценить каждый прожитый день.