Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Рим» О. Мандельштам

Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят, –

Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступье над желтой водой, –

Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов,
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков, –
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки…

Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд, –
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит, –
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.

И морщинистых лестниц уступки –
В площадь льющихся лестничных рек, –
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.

Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.

1937 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Рим»

Стихотворение «Рим» – позднее произведение О. Э. Мандельштама, оно написано в 1937 году, когда военные тучи уже нависли над Европой – в воздухе явственно пахло порохом. Посредством своего уникального поэтического дара Осип Эмильевич выражает целую эпоху. Не прибегая к описанию конкретных событий, Мандельштам свидетельствует о сгустившейся над вечным городом тьме фашизма.

Автор использует такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «убийства питомник», «цезарей щенки» «мощь свободная», «мера львиная», «диктатора-выродка подбородок тяжелый», выделяющую ключевое слово каждого сообщения;
  • олицетворения – «город, любящий … поддакивать», «мочь … раковин», «наглая древность» – создающий образ и города, и государства;
  • эпитеты – «земноводная вода», «жадный взгляд», «барабанный нарост», «морщинистые лестницы», «лестничные реки», «медленный Рим-человек», «искалеченные неги»;
  • ряды однородных членов предложения – «легкая, летняя, наглая», «голубой, онелепленный, пепельный», «невинный молодой, легконогий»;
  • авторский неологизм – «онелепленный» – то есть лишенный смысла, значения, оскверненный, сделанный нелепым;
  • оригинальные оценочные метафоры – «лягушки фонтанов (поэт имеет в виду разлатые, как лягушачьи лапы, фонтанные струи)», «нарост домов», «питомник убийства», «щенки цезарей», «подбородок (дуче) висит над Римом», «наемники коричневой крови (германского нацизма)» – помогающие увидеть явления и инфраструктуру города в другом ракурсе;
  • сравнение – «шаги, как поступки» – скрытый призыв к решительности, свойственной древним патрициям;
  • антитезу – «как поступки, а не как морские ленивые губки, … не для искалеченных (противоестественных) нег» – намек на разложение римских элит;
  • многосоюзие – «и не спят, и кропят», «и открыты …, и висит…».

Поэт ностальгически вводит образ моста Святого Ангела через Тибр, обрушившийся под тяжестью паломников в 1450 году, намекая на былую католическую строгость римлян. Стихотворение полно отсылок к великим творениям Микеланджело, а также к ветхозаветной истории – юному неискушенному Давиду, одолевшему тупого громилу, первого пророка Моисея, носителя духовных истин, и идущему по трупам Ироду. Они создают ощущение масштаба и необратимости происходящих событий.

Определение «италийские» в отношении чернорубашечников выбрано не случайно. Произведение ярко отразило горечь автора, вызванную историческими параллелями со страшным прошлым великого города. Некоторые неточности, допущенные поэтом – лежащий Моисей (в действительности он изваян сидящим) – не отменяют удивительной образной силы стихотворения и степени его воздействия на читателей.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах