Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Байкал» И. Северянин

Я с детства мечтал о Байкале,
И вот — я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал.
От пристани к пристани плыли.
Был вечер. Был холод. Был май.
Был поезд, — и мы укатили
В том поезде в синий Китай.
Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть — не значит узнать.

Анализ стихотворения Северянина «Байкал»

Стихотворение написано после долгих лет эмиграции, в 1929 году, когда поэт уже много лет являлся гражданином другого государства, но у него появилась возможность переосмысления жизненных ценностей. Новый Северянин уже не демонстрирует иронической отчужденности и не прячет за словесной игрой подлинных эмоций – в стихотворении явно сквозит тоска по утраченной Родине, ностальгическое переживание отторгнутости от нее.

Байкал в данном случае выступает символом России — поэт сетует, что так и не удосужился по-настоящему узнать свою великую страну.

В тексте произведения можно найти следующие средства художественной выразительности:

  • эллипсис – «и вот (наконец) — я увидел», «гребни (волн) мелькали» — позволяет поэту сократить объем текста без малейшей потери смысла;
  • лексический повтор — «Я … мечтал, … я увидел» — удивительным образом создает акцент не на личном местоимении «я», а позволяет интонационно выделить слово «увидел»;
  • олицетворения – «гребни мелькали», «кедры смотрели», «душа иссякала» — позволяют выставить природу в качестве собеседника, оппонента, а заодно точнее описать собственное внутреннее состояние;
  • инверсия – «Я множество разных историй … тогда вспоминал» — помогает гармонично выстроить рифмовку;
  • перифраз – «озерное море» — помогает читателю живее представить байкальские просторы;
  • эпитеты – «священный Байкал», «озерное море», «синий Китай» — единственной краской дают исчерпывающую характеристику описываемому объекту (синий – популярный цвет китайского прикладного искусства);
  • анафора «про это …море, про этот …Байкал» позволяет зафиксировать внимание читателя на одном и том же объекте при помощи аналогичного приема;
  • синтаксический параллелизм – «Был вечер. Был холод. Был май. Был поезд…» позволяет зафиксировать внимание читателя на разных объектах при помощи одинакового приема;
  • метафора — «иссякала в желанье» — уподобляет человеческую душу роднику;
  • многосоюзие — «и мелькали и смотрели» — позволяет параллельно описывать разные явления, создавая у читателя стереоскопическую картину мира.

При минимуме художественных средств, при практически полном отсутствии прилагательных и определений автору удается создать эпическую картину русской действительности при помощи удачной отсылки к устному народному творчеству («священный Байкал» — цитата из известной старинной песни).

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах