«Она» Е. Баратынский
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой –
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
1827 г.
Анализ стихотворения Баратынского «Она»
Женитьба изменила образ жизни Баратынского: со временем он отдалился от шумных дружеских компаний и сосредоточился на улаживании семейных и хозяйственных дел. Произведение, созданное 1826–1827 гг., посвящено Анастасии Львовне, молодой супруге автора.
Какова избранница лирического «я»? В тексте отсутствуют детали ее портрета – и внешнего, и психологического. О чертах характера героини можно судить лишь опосредованно. Тема произведения – чувства влюбленного, который описывает собственные впечатления, рожденные общением с милой.
Женский образ опоэтизирован, и о его высокой природе сказано без всяких предисловий, в первой строке зачина. Решительно настроенный лирический субъект возносит свою избранницу на вершину, оставляя внизу привычные земные категории красоты, любви, очарования. В этом же эпизоде возникает мотив особой власти героини – мощной, но нежной и успокаивающей.
Оригинальный мотив получает развитие в следующих катренах. Два сравнения характеризуют силу притяжения, которая подобна незабываемым воспоминаниям или «милому свету» звезды. Традиционная романтическая тема поклонения обрастает довольно неожиданной подробностью: оказывается, что общество невесты приносит лирическому «я» чувство защищенности, спокойствия.
Изображая неуловимые ощущения влюбленной души, поэт отказывается давать точные характеристики или анализировать причины своего состояния. Он обращается к намеренно неопределенным оценкам: «что-то», «какое-то», «неясная». Многие из них выступают в роли лексической анафоры.
Вторая часть небольшого текста построена на антитезе. Здесь воспроизводятся две лирические ситуации, отображающие эмоции героя «с ней» и «без нее». В первом случае душа наслаждается «прекрасной присутствием». По-прежнему отрицается рассудочное начало, которое противоречит проблематике стихотворения. Эта тенденция выражается формулой «Не мыслишь ты». Одиночество и уныние – удел жениха, разлученного с любимой. Он живет воспоминаниями, мечтами и «таинственной тоской».
Образ верной спутницы, ангела-хранителя мятежного поэта, возникает в позднем произведении «Когда, дитя и страсти и сомненья…» Героиня наделена чудесным даром: ее любовь способна преобразить художественное пространство «дикого ада» в рай. Выразительные характеристики женского образа основаны на оксюмороне: «смелая и кроткая», «святая и нежная».