Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Листья падали» Г. Иванов

Листья падали, падали, падали,
И никто им не мог помешать.
От гниющих цветов, как от падали,
Тяжело становилось дышать.

И неслось светозарной пение
Над плескавшей в тумане рекой,
Обещая в блаженном успении
Отвратительный вечный покой.

1955 г.

Анализ стиха Г. Иванова «Листья падали»

Стихотворение написано в 1955 году доживающим свой век вдали от Родины Георгием Ивановым. Оно пронизано сожалением о нереализованных возможностях: ведь публиковавшийся в столичных журналах, перспективный (как сказали бы сегодня) поэт не принял революцию и окончил жизнь в эмиграции, будучи на государственном обеспечении.

Подступающая старость и немощи, тяжелое материальное положение, а главное, языковая и культурная изоляция, фатальная для русскоязычного поэта, стали естественной причиной меланхолического взгляда на вещи и упаднических настроений.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексический повтор – «падали, падали, падали», который, являясь ярким приемом звукописи, создает и звуковой акцент, и ощущение безысходности;
  • сравнение – «тяжело дышать, как от падали», которое подчеркивает жизненную метаморфозу – превращение физической красоты в ничто, в падаль;
  • инверсию – «неслось пение», позволяющую ввести именную рифму;
  • эпитеты – «светозарное пение», «блаженное успение (кончина)», «отвратительный покой»;
  • умолчание – «никто не мог помешать…» – отражает косвенное желание лирического прекратить процесс;
  • катахрезу – «светозарное пение», необычное определение придает пению особый, метафизический смысл, делает его провозвестником таинственных событий и превращений.

В рамках стихотворения просматривается констатация грустной предопределенности смерти, конечности земного существования. Тема смерти (и не только физической), необратимого угасания проводится через падающие (павшие) листья, гниение цветов, упоминание о падали – разложении.

В стихотворении, состоящем всего из трех предложений, противопоставлено материальное, которое символизируют листья (их можно потрогать, взять в руки), и духовное, которое символизирует несущееся неизвестно откуда чудесное пение. Возможный источник звука скрывает туман (неизвестность).

Мрачное прочтение Г. Ивановым действительности объясняется тем, что автор понимает: вечный покой будет фактически означать лично для него полное забвение. Поэтому идея посмертного существования, нематериального воздаяния не увлекает отрицающего, отвращающего небытие поэта, в юности имевшего по закону Божию высший балл. Тем не менее, он избегает слова «смерть», используя вместо него поповское «успение».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах