«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» А. Фет
* * * Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет – и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. Страшно припомнить душой оробелою: Там, за спиной, нет огня… Тяжкое что-то над шеею белою Плавает, давит меня! Ну как уставят гробами дубовыми Весь этот ряд между свеч! Ну как лохматый с глазами свинцовыми Выглянет вдруг из-за плеч! Ленты да радуги, ярче и жарче дня… Дух захватило в груди… Суженый! золото, серебро!.. Чур меня, Чур меня – сгинь, пропади!
1842 г.
Из цикла «Гадания».
Анализ стихотворения Фета «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…»
В русской романтической лирике, изображающей святочные гадания, не раз описаны обряды с зеркалами. Результаты ритуала, призванного сообщить о грядущих любви и замужестве, считались в народе самыми достоверными, но и несущими опасность. Причина возникновения неблагоприятной «репутации» кроется в зловещей символике зеркала.
Вглядываясь в темное отражение, пытаются узнать «жребий свой» любимые героини Жуковского и Пушкина. Сходные манипуляции проводят веселые и отчаянно смелые «сестрицы» из раннего фетовского цикла «Гадания». Юная красавица из произведения «Ночь крещенская морозна…» силится обнаружить портрет суженого в зеркальце, наведенном на луну.
Лирическая героиня стихотворения 1842 г. обращается к самому серьезному из подобных средств – ритуалу, в котором участвуют сразу два зеркала. Показательно, что решительная ворожея проводит обряд в одиночестве, без подруг: так требует обычай. Галерея отражений, освещенная неровным пламенем свечей, порождает ирреальные видения и сильные эмоции. Среди последних – боязнь, обозначенная оригинальной формулой «трепетный лепет». Звукопись с опорой на «п», «л» и «э», чередование разностопной дактилической строки, а также употребление однокоренной лексемы «трепет» поддерживают загадочную атмосферу на формальном уровне, передают волнение и любопытство.
Таинственно и «чудно» мерцающий зеркальный свет постепенно усиливает страх девушки. Во втором катрене внутренние ощущения начинают проявляться во внешних признаках: гадающей кажется, что шею сдавливает какой-то неопределенный тяжелый предмет.
В третьем четверостишии находят выражение популярные варианты фобий, которые объединяются анафорой. Какова образная структура самых жутких сцен? Первая касается похоронного обряда. Один из его атрибутов, «гроб дубовый», умножается в зазеркалье и образует ряд, уходящий в бесконечность. Вторая ситуация связана с эвфемическим образом «лохматого» со «свинцовыми» глазами, под которым подразумевается черт. Он кажется страшнее, потому что выскакивает из-за спины: за плечами участницы обряда – густая темнота, и первоначальный инстинктивный дискомфорт перерастает в панику.
Финальный эпизод, отображающий последствия душевного потрясения, начинает череда обрывочных фраз. Их недосказанность позволяет моделировать двойственные толкования, относя реплики и к фрагментам обрядового заговора, и к впечатлениям от фантастических видений. Сильно напуганная героиня «чурает» воображаемого жениха, прекращая рискованный эксперимент.