Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Некрасов

«Вор» Н. Некрасов

Спеша на званый пир по улице прегрязной,
Вчера был поражен я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой!» –
И богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…

Дата создания: 1850 г.

Из цикла «На улице».

Анализ стихотворения Некрасова «Вор»

Произведение 1850 г. входит в состав небольшого цикла «На улице», созданного по канонам жанра физиологического очерка. Стремясь точно зафиксировать драматизм будничных сцен, автор заостряет внимание на диссонансах современности и социальных темах неравенства, жестокости и равнодушия. Неприглядные стороны быта городской бедноты изображены глазами лирического персонажа, чьей главной задачей провозглашается беспристрастное наблюдение за жизненным потоком. По этой причине стилистика «На улице» напоминает газетный репортаж, в котором важно передать точные обстоятельства события, а личная оценка происходящего вторична. Гнетущее депрессивное впечатление порождает комплекс отталкивающих, мрачных деталей: детский гробик, избитая лошадь, редкая прическа проститутки.

В стихотворении «Вор» свидетель-персонаж вспоминает о вчерашней сценке, получающей оценочный эпитет «безобразная». Субъект речи отмечает и силу эмоционального воздействия бытового эпизода, прибегая к лексеме «поражен».

Антитеза «званый пир» – «улица прегрязная», представленная в зачине, наделена ироническим подтекстом, который несомненно инициирован автором. При помощи стилистической фигуры поэт дистанцируется от говорящего, подчеркивает разницу в их жизненных ориентирах.

Главные действующие лица динамичного фрагмента – лоточник, вор и городовой. Свидетель передает подробный портрет бедняка, укравшего калач. Босой, оборванный, с дрожащими руками – жалким бедолагой движет голод, неумолимый «царь» земного мира. Отдельного упоминания заслуживает выражение лица пойманного с поличным: помимо следов болезни, на нем отражаются разнообразные эмоции, от стыда до мольбы о прощении.

Характеристики торговца и полицейского лаконичны, но не менее выразительны. Обнаружив пропажу, первый бледнеет от ужаса. Неторопливую важность в действиях полицейского чина, его страсть следовать инструкциям передает соответствующая лексика: «по пунктам», «допрос отменно строгой», «повели торжественно». В этом эпизоде вновь звучат авторские иронические интонации, передающие несоответствие между малозначительностью проступка и строгостью дознания.

Как только участники сцены скрываются из вида, минутное сочувствие к несчастному сменяется безразличием. Наблюдатель обращается к обстоятельствам собственной судьбы, благополучие которой обеспечивается наследством.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


15 апреля 1886 г. родился Николай Гумилёв – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, один из ведущих представителей акмеизма.

Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах