«Алёнушка» Д. Кедрин
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
1942 г.
Анализ стихотворения Кедрина «Аленушка»
Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.
Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов – «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых – «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза – «бродил бы… по свету – …вернулся б», отражающая отношение автора.
В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации – «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.
Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» – отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина – изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова – отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.
Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину – «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».
Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.
Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) – метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы – лихие люди – скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.
Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной.
Автор: Дмитрий Кедрин