Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Аленушка» Д. Кедрин

«Аленушка» Дмитрий Кедрин

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Анализ стихотворения Кедрина «Аленушка»

Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.

Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов — «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых — «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза — «бродил бы… по свету — …вернулся б», отражающая отношение автора.

В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации — «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.

Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» — отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина — изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова — отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.

Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину — «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».

Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.

Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) — метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы — лихие люди — скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.

Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах