Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…» А. Толстой

* * *

Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали,
Красуяся, идёт нарядная весна:
Порою входит так в дом скорби и печали
В цветах красавица, надменна и пышна.

Как праздничный мне лик весны теперь несносен!
Как грустен без тебя дерев зелёных вид!
И мыслю я: когда ж на них повеет осень
И, сыпля жёлтый лист, нас вновь соединит!

Дата создания: вeсна 1857 г.

Анализ стихотворения А. К. Толстого «Уж ласточки, кружась…»

Стихотворение «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…» предположительно написано в 1857 году. Адресатом лирического героя является С. А. Миллер, будущая жена поэта, с которой поэта в ту пору связывал длительный и бурный роман. Несмотря на неровные отношения и то, что жена только позволяла любить себя, А. К. Толстой буквально боготворил ее и пронес это чувство через всю жизнь.

Миниатюрное стихотворение является лучшим подтверждением отношения поэта к своей музе. Его наполняют такие средства художественной выразительности:

  • инверсия – «идет весна», «входит так … в цветах красавица», «как … мне лик … несносен», «дерев зеленых вид», «мыслю я», «повеет осень» – используется для построения рифмы;
  • яркие эпитеты – «нарядная весна», «праздничный лик» – выступают контрастом душевного состояния лирического героя, отражают глубину его отчаяния;
  • метафоры – «дом скорби и печали», «лик весны», «вид деревьев» – сокращая текст, одновременно усиливают его образность;
  • олицетворения – «вид грустен», «лик весны», «осень, сыпля, повеет и соединит», «весна, красуяся, идет» – очеловечивая природные явления, помогают поэту точнее и доступнее выразить основной посыл произведения;
  • синтаксический параллелизм – «Как … несносен! Как грустен…» – выделяет каждое предложение, подчеркивает его, делая значимым и важным;
  • однородные члены предложения – «повеет и соединит», «скорби и печали», «надменна и пышна» – позволяют создать целостную картину происходящего;
  • лексика высокого стиля – «лик», «мыслю» – отражает значимость описываемого события для автора;
  • риторические восклицания – «Как … несносен!», «Как грустен… вид!» – отражают накал авторских эмоций;
  • контекстуальные антонимы – «весна – осень», «зеленые дерева – желтый лист».

Выпукло, объемно представить нарисованную автором картину помогают многочисленные деепричастия в роли обстоятельств, расширяющие спектр действия объектов – «кружась, красуяся, сыпля» – и разностороннее описывающие их. Обилие кратких прилагательных – «надменна, пышна, грустен, несносен (невыносим)» – придает тексту несколько отвлеченный, меланхолический характер.

Стихотворение пронизано ожиданием осени. Оно явно написано в период разлуки с любимой женщиной и отражает нетерпение лирического героя – картины торжествующей, возрождающейся природы лишь усиливают у него чувство пустоты и тревоги. Герой торопит время, он не в силах радоваться, когда сердце тоскует, и чувствует себя чужим на празднике весны.


Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах