Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…» А. Толстой

* * *

Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали,
Красуяся, идёт нарядная весна:
Порою входит так в дом скорби и печали
В цветах красавица, надменна и пышна.

Как праздничный мне лик весны теперь несносен!
Как грустен без тебя дерев зелёных вид!
И мыслю я: когда ж на них повеет осень
И, сыпля жёлтый лист, нас вновь соединит!

вeсна 1857 г.

Анализ стихотворения А. К. Толстого «Уж ласточки, кружась…»

Стихотворение «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…» предположительно написано в 1857 году. Адресатом лирического героя является С. А. Миллер, будущая жена поэта, с которой поэта в ту пору связывал длительный и бурный роман. Несмотря на неровные отношения и то, что жена только позволяла любить себя, А. К. Толстой буквально боготворил ее и пронес это чувство через всю жизнь.

Миниатюрное стихотворение является лучшим подтверждением отношения поэта к своей музе. Его наполняют такие средства художественной выразительности:

  • инверсия – «идет весна», «входит так … в цветах красавица», «как … мне лик … несносен», «дерев зеленых вид», «мыслю я», «повеет осень» – используется для построения рифмы;
  • яркие эпитеты – «нарядная весна», «праздничный лик» – выступают контрастом душевного состояния лирического героя, отражают глубину его отчаяния;
  • метафоры – «дом скорби и печали», «лик весны», «вид деревьев» – сокращая текст, одновременно усиливают его образность;
  • олицетворения – «вид грустен», «лик весны», «осень, сыпля, повеет и соединит», «весна, красуяся, идет» – очеловечивая природные явления, помогают поэту точнее и доступнее выразить основной посыл произведения;
  • синтаксический параллелизм – «Как … несносен! Как грустен…» – выделяет каждое предложение, подчеркивает его, делая значимым и важным;
  • однородные члены предложения – «повеет и соединит», «скорби и печали», «надменна и пышна» – позволяют создать целостную картину происходящего;
  • лексика высокого стиля – «лик», «мыслю» – отражает значимость описываемого события для автора;
  • риторические восклицания – «Как … несносен!», «Как грустен… вид!» – отражают накал авторских эмоций;
  • контекстуальные антонимы – «весна – осень», «зеленые дерева – желтый лист».

Выпукло, объемно представить нарисованную автором картину помогают многочисленные деепричастия в роли обстоятельств, расширяющие спектр действия объектов – «кружась, красуяся, сыпля» – и разностороннее описывающие их. Обилие кратких прилагательных – «надменна, пышна, грустен, несносен (невыносим)» – придает тексту несколько отвлеченный, меланхолический характер.

Стихотворение пронизано ожиданием осени. Оно явно написано в период разлуки с любимой женщиной и отражает нетерпение лирического героя – картины торжествующей, возрождающейся природы лишь усиливают у него чувство пустоты и тревоги. Герой торопит время, он не в силах радоваться, когда сердце тоскует, и чувствует себя чужим на празднике весны.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах