Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Сергей Есенин

«Наступление весны» С. Есенин

Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!

Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.

Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.

Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.

1910 г.

Анализ стихотворения Есенина «Наступление весны»

Начинающий поэт быстро осознал ученический характер произведения, появившегося в 1910 г. Спустя пару лет в письме другу он признается, что уничтожил этот стихотворный текст. Тем не менее «Наступление весны» вошло в корпус есенинской лирики как один из ранних опытов, относящихся ко времени учебы юноши в учительской школе.

Заглавие задает основную тему произведения. Лирический герой, очарованный сезонной метаморфозой, с удовольствием фиксирует уверенные проявления весеннего тепла. В центре внимания – динамичные изменения природы, для описания которых привлекаются глаголы. Молодой автор предпочитает энергичные короткие фразы, не пренебрегая и нераспространенными предложениями.

Суммируя первые впечатления, лирическое «я» приходит к лаконичному выводу: «Всё оживает». Собственное резюме он иллюстрирует отдельными эпизодами, отражающими результаты наблюдений. Во втором катрене господствует «зеленая» тема. Внимание созерцателя привлекают первая нежная листва и свежая трава. Переходя к обобщенному обонятельному образу луговых ароматов, поэт прибегает к олицетворению «дыша». Субъект речи продолжает фиксировать детали трансформации, замечая и пестрый цветочный убор, и стаи перелетных птиц, вернувшихся с зимовки.

Финальный эпизод открывается анафорой «оживился», актуализирующей мотив возрождения природных сил. За акустическим образом птичьего пения следует завершающая доминанта – благоухание весны, вызывающее восторг лирического субъекта.

Следы ученичества, присутствующие в стихотворении, очевидны: недостаточная проработка образов, скудость художественных приемов, однотипная лексика, наивный тон, шероховатости ритма, преобладание глагольных рифм. Вместе с тем художественный текст не лишен достоинств, первое из которых – искренность лирического переживания. Субъект речи, захваченный вихрем весенней трансформации, выступает как заинтересованный и активный участник общего процесса. Он стремится представить целостную картину возрождающейся природы, передать ее разнообразие в красках, звуках, запахах. Атмосфера оживления приносит радость в сердце героя, который спешит поделиться воодушевляющими вестями с окружающими.

Тем же периодом датировано еще одно творение юного поэта – «Осень». Идейное и стилистическое сходство двух текстов столь близко, что можно рассматривать их как своеобразный диптих. Его тема – впечатления лирического «я», вызванные сезонными изменениями природы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах