Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Праздник весны» К. Бальмонт

Зима отъехала от нас,
Телега скрылась вдалеке.
Весна подходит. В добрый час.
Весна всегда ласкает нас.
И Лето едет в челноке.
Прощайте, снежности Зимы,
Бурлит и пенится разлив.
Из теста жаворонков мы
Печем, им клюв позолотив,
И крылья золотом покрыв.
Чтоб клюв по-солнечному был,
И к нам Весну поторопил,
Сусальным золотом крыло
Скорей Весну сюда влекло.
Еще мы круглый хлеб печем,
С хлеб-солью выйдем пред Теплом.
И стелем новый холст в полях,
Кладем пирог на тех холстах.
И обратившись на Восток,
Поем обрядовый намек: –
«Весна красна, Весна красна,
Приди к нам поскорей!
Гори, Любовь, приди. Весна,
К нам с милостью своей!
Будь Ладой к снам, усладой нам,
Побольше дай цветов!»
Весна идет, и нам поет:
«Уж луг цвести готов!»
«Весна красна, Весна красна,
Березка нам нужна!»
Весна идет, и нам поет:
«Уж липкий сок течет!»
«Весна красна. Весна красна,
Красивы глазки льна!»
«Я дам вам лен и коноплю»,
Весна пост: «Люблю!»

Дата создания: лето 1906 г.

Анализ стихотворения Бальмонта «Праздник весны»

Стихотворение «Праздник весны» отсылает нас в древней славянской обрядности – традиции встречи весны. Оно завораживает красотой и мелодикой стиха, позволяет ощутить дыхание жизни. Весна символизирует у автора не только жизненную силу, но и красоту. К. Д. Бальмонт показывает, как в природе происходят таинственные, сказочные превращения.

Автор использует в тексте произведения следующие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «Зима отъехала», «Весна ласкает», «Лето едет в челноке», «клюв поторопил», «крыло влекло», «глазки льна» – делают изложение доступным, а предметы и явления – персонажами стихотворения;
  • парцелляцию (намеренное членение предложения) – «Весна подходит. В добрый час» – позволяет выделить каждый обособленный фрагмент текста;
  • контекстуальные антонимы – «зима – лето» – позволяют ярче, контрастнее выделить радость весеннего преображения земли;
  • обращения – «снежности Зимы», «Весна красна», «Любовь» – создают интонационные акценты на ключевых словах;
  • авторский неологизм – «снежность»;
  • инверсию – «бурлит и пенится разлив» – создающая чарующую пластику, завораживающая читателя особым ритмом;
  • метонимию – «золотом покрыв»;
  • синекдоху – «клюв поторопил», «поем намек»;
  • метафору – «влекло золотом»;
  • ряд однородных членов предложения – «печем, выйдем, стелем, кладем, поем» – описывающие действия героев;
  • лексический повтор – «Весна красна, Весна красна», «Весна идет, и нам поет»;
  • риторические восклицания – «…приди поскорей!», «Приди с милостью!», «…дай цветов!», «…луг цвести готов!» – отражают эмоциональный настрой говорящих;
  • разговорную лексику – «чтоб … по-солнечному был», «побольше»;
  • эпитеты – «весна красна», «обрядовый намек», «липкий сок»;
  • цитирование – «Весна … поет: «Уж луг цвести готов!».

На отношение автора к описываемым явлениям указывают лексические особенности – смертельно надоевшая Зима тащится в телеге, а долгожданное Лето скользит в челноке (маленькой лодке).

Упомянутая в произведении Лада – божество в славянской мифологии, богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Ее имя имеет общий корень со словом «лад» – «мир, порядок». Люди просят не только о покое, но и об оказании покровительства в самом широком смысле. И Весна выступает волшебной исполнительницей желаний – она дает людям все, что ни попросят.

Стихотворение, обладая эстетическим потенциалом, призывает читателя ценить каждое мгновение жизни, склоняет к созидательному труду.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах