Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Умный дьявол» Н. Гумилёв

Мой старый друг, мой верный Дьявол,
Пропел мне песенку одну:
– Всю ночь моряк в пучине плавал,
А на заре пошел ко дну.

Кругом вставали волны-стены,
Спадали, вспенивались вновь,
Пред ним неслась, белее пены,
Его великая любовь.

Он слышал зов, когда он плавал:
«О, верь мне, я не обману»…
Но помни, – молвил умный Дьявол, –
Он на заре пошел ко дну.

1906 г.

Анализ стихотворения

Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.

Поэтический текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905–1906 гг., начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.

Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям – охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель «пошел ко дну».

Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.

Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу. Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.

Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» В последнем из стихотворений возникает образ «отца» –дьявола, который делает доброе дело – спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах