Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Что ты тискаешь утёнка?» С. Чёрный

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд, –
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь – и капут.

1920 г.

Анализ стиха С. Черного «Что ты тискаешь утенка?»

Стихотворение создано в 1920 году в Германии и могло бы адресоваться всем детям, если бы не было написано по-русски. В его рамках поэт поднимает важнейшую тему уважения чужих прав и свобод, проводит идею самоограничения, одну из самых болезненных для детей, находящихся в центре внимания всей семьи. Без скучной назидательности и излишней дидактики поэт говорит с ними о жизни как высшей ценности, учит их милосердию и бережному отношению к слабым в частности и к природе в целом.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические вопросы – «Что ты (в значении зачем) тискаешь (то есть крепко сжимаешь) утенка?», «… если б захотел поиграть…?», они не требуют ответа, но содержат неодобрение и несут основную смысловую нагрузку стихотворения;
  • контекстуальные антонимы – «малыш – большой», призывающие ребенка сопоставить явления;
  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «головенка» – создает акцент на беззащитности и миниатюрности утенка;
  • инверсию – «рвется он», «стал бы звать ты», позволяющую выстроить стихотворный размер;
  • умолчания – «рвется прочь…», «стал … кричать…» – выделяют кульминационные моменты действительной и гипотетической ситуации;
  • фразеологизм – «всей душой», то есть «безраздельно, всем своим существом»;
  • ряды однородных членов предложения – «взял бы, стал бы лизать», «стал бы звать, брыкаться, кричать» – образованы глаголами, придающими изложению динамизм;
  • риторическое восклицание – «стал бы … ты …кричать!..» – позволяет описать накал эмоций;
  • обратное олицетворение – «лапы мальчика» – автор огрубляет лексику, чтобы сделать отсылку к неуклюжести (ненамеренно грубым лапам) бегемота и подчеркнуть губительность действий шалуна;
  • просторечную лексику – «капут», в контексте речи немецкое слово означает непоправимый результат – увечье или смерть птенца.

Пытаясь убедить малыша, остроумный автор словно переворачивает монетку и рисует ребенку обратную ситуацию, делая свое наставление доступным и убедительным. Сильным эмоциональным аргументом является то, что поэт напоминает ребенку: у утенка, как и у него, есть мама, которая тревожится, не видя птенца.

Автор доносит до мальчика неочевидную истину о том, что он сам может представлять опасность. Как правило, этот тезис является для детей неожиданным откровением.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах