«Повторю в канун разлуки…» М. Цветаева
* * * Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твоиИ глаза – кого-кого-то
Взглядом не дарят! –
Требующие отчёта
За случайный взгляд.Всю тебя с твоей треклятой
Страстью – видит Бог! –
Требующую расплаты
За случайный вздох.И ещё скажу устало,
– Слушать не спеши! –
Что твоя душа мне встала
Поперёк души.И ещё тебе скажу я:
– Всё равно – канун! –
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.Взгляд – до взгляда – смел и светел,
Сердце – лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своём пути.
28 апреля 1915 г.
Из цикла «Подруга (Вы счастливы?..)».
Анализ стихотворения Цветаевой «Повторю в канун разлуки…»
В 1914 году замужняя Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Яковлевной Парнок. Та была старше Марины Ивановны на семь лет, отличалась капризностью, ироничностью, умом, обладала необычной внешностью. В 1907 году она сочеталась браком с Владимиром Михайловичем Волькенштейном, но прожила с ним не слишком долго. После неудачного замужества Парнок стала обращать внимание исключительно на женщин. Цветаеву поэтесса очаровала буквально с первой встречи. Вскоре после знакомства между Мариной Ивановной и Софией Яковлевной завязался роман. От общественности отношения они не скрывали. Более того – нередко действовали демонстративно, откровенно, напоказ, о чем свидетельствуют воспоминания современников. При этом подавать на развод с законным супругом – Сергеем Яковлевичем Эфроном – Цветаева не собиралась. Родственники о ее измене знали, но предпочитали оставаться в стороне. Роман двух поэтесс продлился относительно недолго – в 1916 году женщины расстались. Марина Ивановна вернулась к мужу. Отношения с Парнок она впоследствии назвала «первой катастрофой в своей жизни».
Софии Яковлевне Цветаева посвятила небольшой цикл «Подруга». В него включено стихотворение «Повторю в канун разлуки…», написанное в конце апреля 1915 года. Его лирическая героиня рисует не слишком привлекательный портрет своей возлюбленной – властные руки, требование отчета даже за случайно брошенный взгляд, страсть, названная треклятой. Перед читателями предстает женщина сильная, деспотичная, которая явно играет в паре главную роль, руководит партнером. Примерно в середине стихотворения появляется образ яркий, запоминающийся и хорошо характеризующий отношения, которые не просто надоели, а высушили досуха, вымотали:
…Что твоя душа мне встала
Поперек души.
Этот мучительный роман сделал лирическую героиню по-настоящему взрослой. Рот ее до поцелуя с описанной в тексте любовницей был юн, сердце – не старше пяти лет, взгляд – «смел и светел». Самые страшные строки стихотворения – финальные. Подобные слова от когда-то родного и близкого человека не хотелось бы услышать никому. Героиня провозглашает счастливыми всех тех, кто не встретил ее подругу на своем пути.
После разрыва Цветаева о Софии Яковлевне слышать ничего не желала, и даже на смерть бывшей любовницы, скончавшейся в 1933 году, отреагировала довольно холодно.