«Державин» К. Рылеев
Н. И. ГнедичуДержавин родился 1743 года в Казани. Он был восвнтав сперва в доме своих родителей, а после в Казанской гимназии, в 1760 записан был в инженерную школу, а в следующем году за успехи в математике и за описании болгарских развалив переведен в гвардию в чине поручика, отличился в корпусе, посланном для усмирения Пугачева. В 1777 году поступил в статскую службу, а в 1802 году пожалован был в министры юстиции. Скончался июля 6 дня 1816 года в поместье своем на берегу Волхова.
«К бессмертным памятникам Екатеринина века принадлежат песнопения Державина. Громкие победы на море и сухом пути, покорение двух царств, унижение гордости Оттоманской Порты, столь страшной для европейских государей, преобразования империи, законы, гражданская свобода, великолепные торжества просвещения, тонкий вкус, все это было сокровищем для гения Державина. Он был Гораций своей государыни… Державин великий живописец… Державин хвалит, укоряет и учит… Он возвышает дух нации каждую минуту дает чувствовать благородство своего духа…» – говорит г. Мерзляков.
С дерев валится желтый лист,
Не слышно птиц в лесу угрюмом,
В полях осенних ветров свист,
И плещут волны в берег с шумом.
Над Хутынским монастырем
Приметно солнце догорало,
И на главах златым лучом,
Из туч прокравшись, трепетало.Какой-то думой омрачен,
Младый певец бродил в ограде;
Но вдруг остановился он,
И заблистал огонь во взгляде:
«Что вижу я?.. на сих брегах, –
Он рек, – для севера священный
Державина ль почиет прах
В обители уединенной?»И засияли, как росой,
Слезами юноши ресницы,
И он с удвоенной тоской
Сел у подножия гробницы;
И долго молча он сидел,
И, мрачною тревожим думой,
Певец задумчивый глядел
На грустный памятник угрюмо.Но вдруг, восторженный, вещал:
«Что я напрасно здесь тоскую?
Наш дивный бард не умирал:
Он пел и славил Русь святую!
Он выше всех на свете благ
Общественное благо ставил
И в огненных своих стихах
Святую добродетель славил.Он долг певца постиг вполне,
Он свить горел венок нетленной,
И был в родной своей стране
Органом истины священной.
Везде певец народных благ,
Везде гонимых оборона
И зла непримиримый враг,
Он так твердил любимцам трона:«Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно!
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно;
Что он орудье власти есть,
Всех царственных подпора зданий;
Должны быть польза, слава, честь
Вся мысль его, цель слов, деяний».О, так! нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда – долг его,
Предмет – полезным быть для света.
Служитель избранный творца,
Не должен быть ничем он связан;
Святой, высокий сан певца
Он делом оправдать обязан.Ему неведом низкий страх;
На смерть с презрением взирает
И доблесть в молодых сердцах
Стихом правдивым зажигает.
Над ним кто будет властелин? –
Он добродетель свято ценит
И ей нигде, как верный сын,
И в думах тайных не изменит.Таков наш бард Державин был, –
Всю жизнь он вел борьбу с пороком;
Судьям ли правду говорил,
Он так гремел с святым пророком:
«Ваш долг на сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять
И свято сохранять законы.Ваш долг несчастным дать покров,
Всегда спасать от бед невинных,
Исторгнуть бедных из оков,
От Сильных защищать бессильных».
Певцу ли ожидать стыда
В суде грядущих поколений?
Не осквернит он никогда
Порочной мыслию творений.Повсюду правды верный жрец,
Томяся жаждой чистой славы,
Не станет портить он сердец
И развращать народа нравы.
Поклонник пламенный добра,
Ничем себя не опорочит
И освященного пера –
В нечестьи буйном не омочит.Творцу ли гимн святой звучит
Его восторженная лира –
Словами он, как гром, гремит,
И вторят гимн народы мира.
О, как удел певца высок!
Кто в мире с ним судьбою равен?
Откажет ли и самый рок
Тебе в бессмертии, Державин?Ты прав, певец: ты будешь жить,
Ты памятник воздвигнул вечный, –
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный».
Певец умолк – и тихо встал;
В нем сердце билось, и в волненьи,
Вздохнув, он, отходя, вещал
В каком-то дивном исступленьи:«О, пусть не буду в гимнах я,
Как наш Державин, дивен, громок, –
Лишь только б молвил про меня
Мой образованный потомок:
„Парил он мыслию в веках,
Седую вызывая древность,
И воспалял в младых сердцах
К общественному благу ревность!”»
1822 г.
«К. Ф. Рылеев. Полное собрание стихотворений». Раздел «Думы».
Анализ стихотворения К. Ф. Рылеева «Державин»
Стихотворение «Державин» было написано в 1822 году. Оно способствовало новому «открытию» для современников объявленного архаичным большого поэта, ярчайшего представителя русского классицизма, ушедшего из жизни за шесть лет до того, как произведение Рылеева увидело свет. В его рамках автор раскрывает величие души и масштаб личности, как сказали бы сегодня, мэтра российской поэзии своего времени, талантливого администратора и убежденного государственника с говорящей фамилией.
Рылеева привлекает стиль Державина, и он явно копирует творческую манеру Гаврилы Романовича – многочисленные примеры инверсии, высокопарные эпитеты, частотность архаизмов – «брега», «младой», «златой» – как примет русского поэтического традиционализма, прямую апелляцию к читателю. Патетический тон придают стихотворению и усечения – «тревожим», «омрачен», «неведом», эпитеты «святой» и «священный» – они встречаются девять раз, а также риторические вопросы и восклицания.
Произведение представляет собой эмоциональный монолог лирического героя. Лишенный бытовых черт, сентиментальный и требовательный одновременно, «младый певец» олицетворяет собирательный образ потомков, пришедших к гробнице великого человека выразить скорбь и поклониться его праху. Автор обозначает место действия – Хутынский монастырь, место близ последнего пристанища Державина. Осенний пейзаж и наступающие сумерки подчеркивают мотив угасания, конечности всего земного и усиливают ноты грусти – «думой омрачен», «сел с тоской», и даже солнце, словно следуя общему настроению, светит украдкой.
Чтобы добиться документальной точности изложения и выделить наставление Державина потомкам, Кондратий Федорович использует цитирование и, как матрешку, вкладывает одну прямую речь в другую, обнажая для читателя новые смыслы. Рылеев размышляет о месте и предназначении поэта, являющегося орудием в руках высших сил, и о разных аспектах творчества. Будущий вождь декабристского движения живо напоминает и современникам, и всем нам об ответственности за каждое сказанное слово. Кондратий Федорович говорит о важности финансовой независимости творческого человека, который принципиально стоит на патриотических позициях, от сильных мира сего, о требованиях моральной чистоты. Рылеев напоминает, насколько высоко это звание – быть народным глашатаем, выразителем общественного мнения.
Как ярый борец с монархизмом, боец-Рылеев напоминает об особом, бескомпромиссном отношении Державина к элитам и даже государыне, стоившее ему высокого поста. В интерпретации Рылеева Гаврила Романович формулирует кодекс чести, излагает требования к правящему классу, который, только проводя политику разумного протекционизма, сможет обеспечить процветание России и укрепление ее международных позиций. Именно поэтому стихотворение необыкновенно актуально и в наши дни.
Размышления приводят лирического героя к отрадному выводу: физическая смерть поэта не может умалить значения его творческого наследия. Державин исполнил свое великое предназначение и продолжает жить в своих стихах.
В заключение лирический герой, несомненно, ассоциированный с автором, мечтает о посмертной памяти и звании народного трибуна, радетеля за общественное благо. И надо отметить, что при всей скромности его поэтического дара, отмеченной самим Пушкиным, Кондратий Федорович вполне удостоился и одного, и другого. Рылеева можно считать литературным наследником, собратом Державина, хотя он, доказав свою принципиальность и готовность умереть за убеждения, был казнен в 30 лет, а Гаврила Романович дожил до глубокой старости.