«Я счастлив! – тайный яд течёт в моей крови…» М. Лермонтов
* * * Я счастлив! – тайный яд течет в моей крови, Жестокая болезнь мне смертью угрожает!.. Дай бог, чтоб так случилось!.. Ни любви, Ни мук умерший уж не знает; Шести досток жилец уединенный, Не эная ничего, оставленный, забвенный, Ни славы зов, ни голос твой Не возмутит надежный мой покой!..
Между 1830 и 1832 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Я счастлив! – тайный яд течёт в моей крови…»
Пессимистические настроения характерны для значительной части творческого наследия Лермонтова. Один из периодов их усиления пришелся на промежуток с 1830 по 1832 год. Причиной тому стала несчастная любовь, на тот момент юный поэт пережил два сильных увлечения – Екатериной Александровной Сушковой и Натальей Федоровной Ивановой. Первая фактически насмехалась над чувствами шестнадцатилетнего Михаила Юрьевича. Вторая сначала ответила ему взаимностью, но впоследствии предпочла другого кавалера. Сильнейшим ударом для Лермонтова стала и смерть отца, скончавшегося в 1831 году. Юрий Петрович очень любил сына, осознавал его гениальность, хотя и не имел возможности часто с ним встречаться из-за бабушки поэта по матери – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Стихотворение «Я счастлив! – Тайный яд течет в моей крови…» – типичный лирический монолог для поэзии Михаила Юрьевича 1830-32 гг. Герой произведения рад неумолимо приближающейся скорой смерти, вызванной тяжелой болезнью. Избавление от жизненных мук, от возможности испытывать любовь, от желания славы – вот что в наибольшей степени привлекает его. Земное существование разочаровало персонажа. В вечном покое видит он единственный вариант спасения, с нетерпением ожидая уединения в гробу. Восторг от близкой кончины подчеркивается частым употреблением риторических восклицаний – четыре раза в восьми строках. Также стоит обратить внимание на парадокс, которым начинается стихотворение. Лирический герой заявляет, что счастлив. Причина счастья довольно необычна – тайный яд, текущий в крови, то есть жестокая болезнь, угрожающая жизни.
Соотнесение покоя и смерти нередко встречается в ранней лермонтовской поэзии. В частности, речь идет о стихотворениях «1830. Майя. 16 число», «Челнок», «Что толку жить!.. Без приключений…». В последнем произведении тема раскрыта в ироническом ключе. Михаил Юрьевич рассказывает о перспективах покойника – про положение в гроб, про червей, которые обглодают скелет, про панихиду в церкви, про то, как однажды могилу разроют, чтобы положить туда новый гроб, ведь места на кладбище всем не хватает. В мировой литературе и философской традиции уподобление смерти покою – явление вполне распространенное. Правда, Лермонтов эту метафору толкует по-своему. У него она символизирует духовное опустошение, а также означает утрату памяти.