«1830. Майя. 16 число (Боюсь не смерти я. О, нет!..)» М. Лермонтов
Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;
Хочу – и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Мое свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.
Я не хочу бродить меж вами
По разрушение! – Творец,
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти –
Люблю мучения земли.
И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.
Но чувствую: покоя нет:
И там, и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!
1830 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»
Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками – французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам исповеди, писем, дневников, отличающихся субъективизмом и эгоцентризмом. В ранней лирике Лермонтова нередко встречаются стихотворения, в качестве заглавия к которым использованы даты или инициалы, что сближает их с произведениями эпистолярного жанра и дневниковыми заметками, придает им личную окраску. Среди подобных текстов – «1830. Майя. 16 число». Произведение представляет собой написанную от первого лица философскую медитацию. Его центральная тема – тема смерти. В первых строках лирический герой заявляет, что смерть не страшит его. Ужасным ему кажется другое – тесно связанное с физической гибелью забвение. «Исчезнуть совершенно» – вот главный страх. Сначала герой находит возможный выход – не останется на земле его тела, зато останутся плоды трудов. Впрочем, и такой вариант не слишком ему нравится.
Для Лермонтова не характерно гармоничное ощущение смены поколений, природного круговорота, способное несколько смягчить трагизм физической кончины. Смерть для него – «бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности» и роковая тайна, разгадка которой ему не слишком интересна. Гибель тела, оболочки не так волнует Михаила Юрьевича, как исчезновение духовного «я», что нашло отражение и в стихотворении. Как правило, в лермонтовской лирике смерть предстает в неразрывной связке с любовью. В рассматриваемом тексте поэт отказывается от этой пары. Зато появляется мотив противостояния художника толпе, характерный для всего творчества Михаила Юрьевича. Кроме того, затрагивается тема вечного покоя, часто встречающаяся в лермонтовской поэзии. Как правило, вечный покой лирический герой обретает, войдя в последнюю дверь. В стихотворении Михаил Юрьевич отказывает ему в этом. В финале герой пророчествует – по его мнению, покоя ему не видать в загробном мире, как не видел он покоя при жизни.