Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Лермонтов

«1830. Майя. 16 число (Боюсь не смерти я. О, нет!..)» М. Лермонтов

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;
Хочу – и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Мое свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.
Я не хочу бродить меж вами
По разрушение! – Творец,
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти –
Люблю мучения земли.
И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.
Но чувствую: покоя нет:
И там, и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»

Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками – французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам исповеди, писем, дневников, отличающихся субъективизмом и эгоцентризмом. В ранней лирике Лермонтова нередко встречаются стихотворения, в качестве заглавия к которым использованы даты или инициалы, что сближает их с произведениями эпистолярного жанра и дневниковыми заметками, придает им личную окраску. Среди подобных текстов – «1830. Майя. 16 число». Произведение представляет собой написанную от первого лица философскую медитацию. Его центральная тема – тема смерти. В первых строках лирический герой заявляет, что смерть не страшит его. Ужасным ему кажется другое – тесно связанное с физической гибелью забвение. «Исчезнуть совершенно» – вот главный страх. Сначала герой находит возможный выход – не останется на земле его тела, зато останутся плоды трудов. Впрочем, и такой вариант не слишком ему нравится.

Для Лермонтова не характерно гармоничное ощущение смены поколений, природного круговорота, способное несколько смягчить трагизм физической кончины. Смерть для него – «бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности» и роковая тайна, разгадка которой ему не слишком интересна. Гибель тела, оболочки не так волнует Михаила Юрьевича, как исчезновение духовного «я», что нашло отражение и в стихотворении. Как правило, в лермонтовской лирике смерть предстает в неразрывной связке с любовью. В рассматриваемом тексте поэт отказывается от этой пары. Зато появляется мотив противостояния художника толпе, характерный для всего творчества Михаила Юрьевича. Кроме того, затрагивается тема вечного покоя, часто встречающаяся в лермонтовской поэзии. Как правило, вечный покой лирический герой обретает, войдя в последнюю дверь. В стихотворении Михаил Юрьевич отказывает ему в этом. В финале герой пророчествует – по его мнению, покоя ему не видать в загробном мире, как не видел он покоя при жизни.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах