«Ты большая в любви…» Е. Евтушенко
* * * Ты большая в любви. Ты смелая. Я – робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу без тропинки ведешь меня ты. Мы в дремучих цветах до пояса. Не пойму я – что за цветы. Не годятся все прежние навыки. Я не знаю, что делать и как. Ты устала. Ты просишься на руки. Ты уже у меня на руках. «Видишь, небо какое синее? Слышишь, птицы какие в лесу? Ну так что же ты? Ну? Неси меня! А куда я тебя понесу?..»
1953 г.
Анализ стиха Евтушенко «Ты большая в любви…»
Стихотворение написано в 1953 году самым молодым членом Союза писателей СССР. Оно относится к жанру интимной лирики и наверняка имеет автобиографическую основу. В рамках небольшого произведения Евгений Евтушенко, уже обладающий определенным жизненным и литературным опытом, рассматривает такую тонкую сферу человеческих отношений, как любовная. Робкий лирический герой, ассоциированный с автором, очевидно противопоставлен решительной героине.
Лирического героя ошеломляет извечная готовность женщин особого склада безоглядно идти на край света, поиск в мужчине защитника, покровителя. Недаром в стихотворение вплетается патерналистский мотив – девушке приписывается детская модель поведения: она «просится на руки» и буквально вручает себя любимому. Автор неслучайно использует эпитет «дремучие» цветы: густые труднопроходимые заросли неизвестных цветов становятся метафорой не выясненных до конца отношений, в которых прочно увязли герои.
Поэт подчеркивает, что лирическая героиня – цельная натура, спокойная и бесстрашная. Она не может и не хочет обуздывать родившееся чувство. Героиня знает, чего хочет, и, в отличие от любимого, способна вкладываться в прочные длительные отношения, пойти дальше, пожертвовать большим. Девушка идет по жизни уверенно: она главенствует, задает линию поведения, повелевает. Она естественна, внутренне свободна и воспринимает мир всеми органами чувств, во всей его полноте, стереоскопично, в то время как герой терзается сомнениями – он продумывает каждый свой шаг. Но героиня устала ждать: ей нужна определенность.
В отличие от нее герой ведом: он вынужден играть вторую скрипку, реагировать, что для него ново и доставляет дискомфорт. Но он не может действовать по прежней схеме. Очевидно, что персонаж не имеет определенных намерений, четкого плана, он не представляет себе будущее, и его обескураживает доверчивость девушки.
Он чувствует, что должен взять ответственность на себя (метафора «ты уже у меня на руках»), принять какое-то важное решение, но не готов этого сделать, так как чувство не захватило его целиком: герой не потерял от любви голову – он рассудочен. Персонаж произведения словно чувствует себя недостойным девушки: он признает ее первенство в человеческом плане и поэтому растерян. Это подчеркивается финальным риторическим вопросом.
Автор: Евгений Евтушенко