Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Ты большая в любви…» Е. Евтушенко

* * *

Ты большая в любви.
                              Ты смелая.
Я – робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
                        будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я –
                  что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
               что делать и как.
Ты устала.
               Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
             небо какое синее?
Слышишь,
              птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
                         Ну?
                              Неси меня!
А куда я тебя понесу?..»

1953 г.

Анализ стиха Евтушенко «Ты большая в любви…»

Стихотворение написано в 1953 году самым молодым членом Союза писателей СССР. Оно относится к жанру интимной лирики и наверняка имеет автобиографическую основу. В рамках небольшого произведения Евгений Евтушенко, уже обладающий определенным жизненным и литературным опытом, рассматривает такую тонкую сферу человеческих отношений, как любовная. Робкий лирический герой, ассоциированный с автором, очевидно противопоставлен решительной героине.

Лирического героя ошеломляет извечная готовность женщин особого склада безоглядно идти на край света, поиск в мужчине защитника, покровителя. Недаром в стихотворение вплетается патерналистский мотив – девушке приписывается детская модель поведения: она «просится на руки» и буквально вручает себя любимому. Автор неслучайно использует эпитет «дремучие» цветы: густые труднопроходимые заросли неизвестных цветов становятся метафорой не выясненных до конца отношений, в которых прочно увязли герои.

Поэт подчеркивает, что лирическая героиня – цельная натура, спокойная и бесстрашная. Она не может и не хочет обуздывать родившееся чувство. Героиня знает, чего хочет, и, в отличие от любимого, способна вкладываться в прочные длительные отношения, пойти дальше, пожертвовать большим. Девушка идет по жизни уверенно: она главенствует, задает линию поведения, повелевает. Она естественна, внутренне свободна и воспринимает мир всеми органами чувств, во всей его полноте, стереоскопично, в то время как герой терзается сомнениями – он продумывает каждый свой шаг. Но героиня устала ждать: ей нужна определенность.

В отличие от нее герой ведом: он вынужден играть вторую скрипку, реагировать, что для него ново и доставляет дискомфорт. Но он не может действовать по прежней схеме. Очевидно, что персонаж не имеет определенных намерений, четкого плана, он не представляет себе будущее, и его обескураживает доверчивость девушки.

Он чувствует, что должен взять ответственность на себя (метафора «ты уже у меня на руках»), принять какое-то важное решение, но не готов этого сделать, так как чувство не захватило его целиком: герой не потерял от любви голову – он рассудочен. Персонаж произведения словно чувствует себя недостойным девушки: он признает ее первенство в человеческом плане и поэтому растерян. Это подчеркивается финальным риторическим вопросом.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах