«У камина» Н. Гумилёв
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:«Я пробрался вглубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шёл мой караван;Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.Древний я отрыл храм из под песка,
Именем моим названа река,И в стране озёр пять больших племён
Слушались меня, чтили мой закон.Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребённый здесь в четырёх стенах;Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
1910 г.
Анализ стихотворения
Стихотворение «У камина» Николай Гумилев написал в 1910 году. Тогда он был молодым мужчиной, но уже опубликовавшим два сборника стихов и женившимся на Ахматовой. А еще Гумилев был страстным путешественником, и количеству мест, где поэт побывал к тому времени, можно только позавидовать. В стихотворении «У камина» косвенно раскрывается страсть Гумилева к путешествиям, его мятежный дух и беспокойный образ жизни. Анна Ахматова уверяла, что его Николай Степанович посвятил ей.
Тема стихотворения – страх, тревога, неопределенность. Лирический герой – сам поэт, который потерял душевное равновесие.
Жанр – элегия. Интонация нервная, тревожная, возбужденная, болезненная. Размер пятисложный, рифмовка смежная. Открытые и закрытые рифмы распределены примерно в равном количестве. Конструкция – 13 двустиший.
Поэт представляет себя героем, первопроходцем. Сюжет стихотворения можно условно разбить на две части. Первая – монолог лирического героя возле камина. Вторая, в средней части текста, – описание прошлых подвигов и приключений. Образ поэта со сложенными на груди руками представляется читателю трагическим, угнетенным, оказавшимся в неподходящих, неуютных условиях. Вокруг комфортная обстановка, но она тяготит героя, стены словно сдавливают. Поэт тоскует по полному перипетий и опасностей прошлому, ему не хватает свободы и возможности выплеснуть мужественность.
По интонации и потоку мыслей очевидно, что персонаж находится в бредовом состоянии, разговаривает сам с собой. Но в комнате находится женщина, которая внимательно слушает исповедальный монолог. Герой вспоминает затерянные страны, в которых довелось побывать, рассказывает, как возглавлял караван, шедший дикими лесными и горными тропами, как ему и спутникам приходилось отбиваться от зверей.
И вот герой вернулся к тихой и спокойной жизни, которая невыносимо тягостна. Он стал человеком с больной душой, и именно сейчас, а не в опасных приключениях, «узнал, что такое страх». Поэту безумно страшно от того, что теперь он «погребенный здесь в четырех стенах». И ничто не помогает избавиться от этого съедающего чувства.
Женщина, слушающая лирического героя, – очевидно его возлюбленная. Но в то же время в глазах поэта она предстает злым, мучающим существом. Героиня торжествует, видя его муки. И причина лишь в том, что у нее своя правда, свое представление о жизни, женщина не может и не хочет понять его чувств. Вероятно, она устала от того, что возлюбленный надолго оставлял ее одну, уходя в дальние странствия.
Из средств выразительности Гумилев уже в самом начале стихотворения применяет тропы, помогающие представить обстановку, в которой находится персонаж. В произведении есть эпитеты, метафоры, инверсия.
Автор: Николай Гумилёв