«Молитва» К. Романов
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью –
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
Анализ стихотворения К. К. Романова «Молитва»
Под скромными инициалами К. К. Романов скрывается член императорского дома России, великий князь Константин Константинович – внук Николая I. Он был человеком энциклопедических знаний и, несмотря на высокое происхождение, не был белоручкой. Противоречивость его тонкой чувствительной натуры не отменяет таланта этого человека – великий князь был и поэтом, и композитором. В свое время он посетил Афон, всегда позиционировал себя как глубоко религиозного человека и даже мечтал принять духовный сан.
Стихотворение отражает духовные устремления морского офицера голубых кровей. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- обращение – «Боже» – недвусмысленно определяет адресата речи и ее духовную направленность;
- однородные члены предложения – «умом, помышленьем», «душу, жизнь», «бескорыстной, глубокой» – помогают точнее охарактеризовать чувства лирического героя;
- лексический повтор – «…всем умом, всем помышленьем» – подчеркивает искренность высказываний, полную самоотдачу героя;
- инверсию – «любить … умом Тебя», «сердца биеньем», «научи Ты», «пришел искупить Ты», которая помогает выстроить гармоничную рифмовку;
- многосоюзие – «и душу … и … жизнь» – создает акцент на каждом слове;
- олицетворения – «милосердая воля», «бескорыстная любовь» – создают яркие образы чувств и черт личностей адресата и адресанта речи;
- эпитеты – «многотрудная доля», «Пречистая кровь»;
- метафору – «искупить кровью»;
- кольцо – «Научи меня, Боже, любить» – выделяет ключевую фразу и является торжественным рефреном;
- риторическое восклицание – «… научи… любить!»;
- лексику высокого стиля – «многотрудная», «роптать» – «проявлять неудовольствие, несогласие с чем-то, принимать нечто как обиду», «доля» – «судьба», придающую речи патетические, благоговейные ноты;
- религиозную лексику – «пречистая», «Боже», «душа» – обусловленную тематикой произведения.
Автор, сознавая собственные пороки, просит Господа о даровании способности целомудренно любить людей – главной идее христианства – как о великой милости. Произведение отражает тот простой факт, что даже особы императорской крови были подвержены духовым исканиям. Они чувствовали свою оторванность от народа и всеми силами пытались преодолеть обусловленное собственным происхождением и вековой отсталостью страны трагическое размежевание с простыми людьми.
Автор: Константин Романов