«Крик» З. Гиппиус
Изнемогаю от усталости, Душа изранена, в крови… Ужели нет над нами жалости, Ужель над нами нет любви? Мы исполняем волю строгую, Как тени, тихо, без следа, Неумолимою дорогою Идем – неведомо куда. И ноша жизни, ноша крестная, Чем далее, тем тяжелей… И ждет кончина неизвестная У вечно запертых дверей. Без ропота, без удивления Мы делаем, что хочет Бог. Он создал нас без вдохновения И полюбить, создав, не мог. Мы падаем, толпа бессильная, Бессильно веря в чудеса, А сверху, как плита могильная, Слепые давят небеса.
1896 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».
Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Крик»
Стихотворение «Крик» написано в 1896 году. Его автор – полновластная, блистающая остроумием хозяйка литературного салона. Поразителен мотив безысходности и уныния, красной нитью проходящий через все произведение. А между тем его написала полная сил двадцатисемилетняя красавица, стремительно набирающая популярность в литературных кругах.
Стихотворение проводит идею собственной исключительности, столь частую в творениях Зинаиды Николаевны, хотя искренность отраженных в нем лирических переживаний не подлежит сомнению.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- умолчания – «душа … в крови…», «тем тяжелей…» – заставляют читателя домысливать тяжесть жизненных испытаний, постигших лирическую героиню;
- олицетворения – «душа в крови, изранена», «неумолимая дорога», «слепые небеса» – не только очеловечивают явления, но и рисуют действительность самыми мрачными красками;
- лексические повторы – «ужели нет над нами… , ужель над нами нет любви?», «ноша жизни, ноша крестная» – создают акценты на ключевых словах;
- морфемные повторы – «бессильная, бессильно веря», «создал и полюбить, создав…», которые, выделяя определенные согласные, являются инструментом звукописи;
- риторический вопрос – «… ужель … нет любви?»;
- контекстуальные синонимы – «жалость, любовь»;
- инверсию – «волю строгую», «ноша крестная», «кончина неизвестная», «толпа бессильная», «плита могильная», «давят небеса», которая позволяет добиться гармоничной рифмовки;
- сравнения – «исполняем, как тени», «давят, как плита»;
- ряды однородных членов предложения – «исполняем, идем», «ропот, удивление»;
- метафору – «ноша жизни», она отражает отношение к жизни как досадному обременению;
- перифраз – «крестная ноша», где «крест» – обязанность – означает предопределенные, неотвратимые события, испытания, искушения, которые надо пережить – перенести;
- гиперболу – «вечно запертые двери» – выражение недоверия – намек на нравственную глухоту высших сил, держащих на запоре райские врата;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «бессильно веря».
Упрекая небеса в слепоте, поэтесса, несомненно, лукавит. При всем огромном таланте, энциклопедических знаниях и харизме она никогда не была ни примерной христианкой, ни кроткой любящей женой. Метафорический смысл названия – не столько крик отчаяния, сколько попытка заявить о себе, и эта попытка удалась Гиппиус в полной мере.