Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Зинаида Гиппиус

«Крик» З. Гиппиус

Изнемогаю от усталости,
     Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
     Ужель над нами нет любви?

Мы исполняем волю строгую,
     Как тени, тихо, без следа,
Неумолимою дорогою
     Идем – неведомо куда.

И ноша жизни, ноша крестная,
     Чем далее, тем тяжелей…
И ждет кончина неизвестная
     У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления
     Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас без вдохновения
     И полюбить, создав, не мог.

Мы падаем, толпа бессильная,
     Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
     Слепые давят небеса.

1896 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».

Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Крик»

Стихотворение «Крик» написано в 1896 году. Его автор – полновластная, блистающая остроумием хозяйка литературного салона. Поразителен мотив безысходности и уныния, красной нитью проходящий через все произведение. А между тем его написала полная сил двадцатисемилетняя красавица, стремительно набирающая популярность в литературных кругах.

Стихотворение проводит идею собственной исключительности, столь частую в творениях Зинаиды Николаевны, хотя искренность отраженных в нем лирических переживаний не подлежит сомнению.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • умолчания – «душа … в крови…», «тем тяжелей…» – заставляют читателя домысливать тяжесть жизненных испытаний, постигших лирическую героиню;
  • олицетворения – «душа в крови, изранена», «неумолимая дорога», «слепые небеса» – не только очеловечивают явления, но и рисуют действительность самыми мрачными красками;
  • лексические повторы – «ужели нет над нами… , ужель над нами нет любви?», «ноша жизни, ноша крестная» – создают акценты на ключевых словах;
  • морфемные повторы – «бессильная, бессильно веря», «создал и полюбить, создав…», которые, выделяя определенные согласные, являются инструментом звукописи;
  • риторический вопрос – «… ужель … нет любви?»;
  • контекстуальные синонимы – «жалость, любовь»;
  • инверсию – «волю строгую», «ноша крестная», «кончина неизвестная», «толпа бессильная», «плита могильная», «давят небеса», которая позволяет добиться гармоничной рифмовки;
  • сравнения – «исполняем, как тени», «давят, как плита»;
  • ряды однородных членов предложения – «исполняем, идем», «ропот, удивление»;
  • метафору – «ноша жизни», она отражает отношение к жизни как досадному обременению;
  • перифраз – «крестная ноша», где «крест» – обязанность – означает предопределенные, неотвратимые события, испытания, искушения, которые надо пережить – перенести;
  • гиперболу – «вечно запертые двери» – выражение недоверия – намек на нравственную глухоту высших сил, держащих на запоре райские врата;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «бессильно веря».

Упрекая небеса в слепоте, поэтесса, несомненно, лукавит. При всем огромном таланте, энциклопедических знаниях и харизме она никогда не была ни примерной христианкой, ни кроткой любящей женой. Метафорический смысл названия – не столько крик отчаяния, сколько попытка заявить о себе, и эта попытка удалась Гиппиус в полной мере.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах