«Никогда» А. Фет
Проснулся я. Да, крышка гроба. – Руки
С усильем простираю и зову
На помощь. Да, я помню эти муки
Предсмертные. – Да, это наяву! –
И без усилий, словно паутину,
Сотлевшую раздвинул домовинуИ встал. Как ярок этот зимний свет
Во входе склепа! Можно ль сомневаться? –
Я вижу снег. На склепе двери нет.
Пора домой. Вот дома изумятся!
Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться.
А как он весь успел перемениться!Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит
Недвижными ветвями в глубь эфира,
Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.
А вот и дом. В каком он разрушеньи!
И руки опустились в изумленьи.Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?Куда идти, где некого обнять,
Там, где в пространстве затерялось время?
Вернись же, смерть, поторопись принять
Последней жизни роковое бремя.
А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!
Январь 1879 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883).
Анализ стихотворения Фета «Никогда»
Стихотворение «Никогда» было написано 15 января 1879 года. Накануне Афанасий Афанасьевич Фет приезжал в Ясную Поляну, чтобы навестить болеющего Л. Н. Толстого. Итогом поездки стало это произведение, которое спустя несколько дней поэт отправил и Толстому, и Н. Н. Страхову, своему другу и критику. Оба похвалили стихи, причём последний даже переслал их редактору журнала «Русская речь» А. А. Навроцкому. Тому не понравились некоторые слова в произведении, и он потребовал их изменить. Фет категорически отказался, поэтому стихи были посланы в журнал «Огонёк», где их напечатали в 1879 году.
У этого произведения необычная для работ Афанасия Афанасьевича композиция. Стихотворение делится на шесть строф по шесть строк в каждой. Рифму можно отразить в виде схемы ababcc, т. е. каждое шестистишие представляет собой сочетание перекрёстно и парно рифмующихся строк. Стихотворный размер, предположительно, – пятистопный ямб.
Сюжет произведения можно назвать фантастическим. Лирический герой, от лица которого выступает и говорит сам автор, просыпается и обнаруживает себя погребённым. Выбравшись из могилы, он отправляется домой, но по дороге замечает, что знакомые места выглядят иначе, чем он помнит их. На всём лежит печать запустения и смерти: деревья в парке давно погибли, а дом разрушен. Посёлок вокруг занесло толстым слоем снега, церковь сильно обветшала. А главное, нигде нет ни единого следа человека или любого другого создания. В ужасе герой понимает, что остался единственным живым существом на всей планете.
Вся гамма эмоций персонажа мастерски передана автором с помощью различных поэтических приёмов. Отчаяние слышится в его многочисленных риторических вопросах. Рефрены и анафоры способствуют нарастанию напряжения («ни следов, ни звуков… ни зимних птиц, ни мошек…»).
Значительную роль в стихотворении играют эпитеты. Они ярко демонстрируют впечатления протагониста. Его глазами мы видим «мёртвый лес» с «недвижными ветвями», «безоблачную даль», «снежную пелену». Все эти картины только подчёркивают одиночество героя, напоминая о том, что в этом новом мире нет даже движения ветерка. Своё мучительное существование герой называет «роковым бременем», а Землю – застывшим трупом.
Часто автор пользуется сравнениями. В тексте встречаются такие выражения, как «как в царстве смерти сказочного мира», «как мёрзлый путник». В них отчётливо звучит обречённость героя.
Нельзя не согласиться с мнением Льва Николаевича Толстого о том, что это произведение трогает читателя. Благодаря эффектным эпитетам и другим приёмам оно заставляет читателя прочувствовать всё одиночество лирического героя и пожелать никогда не оказаться на его месте. Думается, именно на эту мысль намекает автор в заглавии стихотворения.