Как писать стихи

«Никогда» А. Фет


«Никогда» Афанасий Фет

Проснулся я. Да, крышка гроба. — Руки
С усильем простираю и зову
На помощь. Да, я помню эти муки
Предсмертные. — Да, это наяву! —
И без усилий, словно паутину,
Сотлевшую раздвинул домовину

И встал. Как ярок этот зимний свет
Во входе склепа! Можно ль сомневаться? —
Я вижу снег. На склепе двери нет.
Пора домой. Вот дома изумятся!
Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться.
А как он весь успел перемениться!

Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит
Недвижными ветвями в глубь эфира,
Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.
А вот и дом. В каком он разрушеньи!
И руки опустились в изумленьи.

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.

Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?

Куда идти, где некого обнять,
Там, где в пространстве затерялось время?
Вернись же, смерть, поторопись принять
Последней жизни роковое бремя.
А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!

Анализ стихотворения Фета «Никогда»

Стихотворение «Никогда» было написано 15 января 1879 года. Накануне Афанасий Афанасьевич Фет приезжал в Ясную Поляну, чтобы навестить болеющего Л. Н. Толстого. Итогом поездки стало это произведение, которое спустя несколько дней поэт отправил и Толстому, и Н. Н. Страхову, своему другу и критику. Оба похвалили стихи, причём последний даже переслал их редактору журнала «Русская речь» А. А. Навроцкому. Тому не понравились некоторые слова в произведении, и он потребовал их изменить. Фет категорически отказался, поэтому стихи были посланы в журнал «Огонёк», где их напечатали в 1879 году.

У этого произведения необычная для работ Афанасия Афанасьевича композиция. Стихотворение делится на шесть строф по шесть строк в каждой. Рифму можно отразить в виде схемы ababcc, т. е. каждое шестистишие представляет собой сочетание перекрёстно и парно рифмующихся строк. Стихотворный размер, предположительно, – пятистопный ямб.

Сюжет произведения можно назвать фантастическим. Лирический герой, от лица которого выступает и говорит сам автор, просыпается и обнаруживает себя погребённым. Выбравшись из могилы, он отправляется домой, но по дороге замечает, что знакомые места выглядят иначе, чем он помнит их. На всём лежит печать запустения и смерти: деревья в парке давно погибли, а дом разрушен. Посёлок вокруг занесло толстым слоем снега, церковь сильно обветшала. А главное, нигде нет ни единого следа человека или любого другого создания. В ужасе герой понимает, что остался единственным живым существом на всей планете.

Вся гамма эмоций персонажа мастерски передана автором с помощью различных поэтических приёмов. Отчаяние слышится в его многочисленных риторических вопросах. Рефрены и анафоры способствуют нарастанию напряжения («ни следов, ни звуков… ни зимних птиц, ни мошек…»).

Значительную роль в стихотворении играют эпитеты. Они ярко демонстрируют впечатления протагониста. Его глазами мы видим «мёртвый лес» с «недвижными ветвями», «безоблачную даль», «снежную пелену». Все эти картины только подчёркивают одиночество героя, напоминая о том, что в этом новом мире нет даже движения ветерка. Своё мучительное существование герой называет «роковым бременем», а Землю – застывшим трупом.

Часто автор пользуется сравнениями. В тексте встречаются такие выражения, как «как в царстве смерти сказочного мира», «как мёрзлый путник». В них отчётливо звучит обречённость героя.

Нельзя не согласиться с мнением Льва Николаевича Толстого о том, что это произведение трогает читателя. Благодаря эффектным эпитетам и другим приёмам оно заставляет читателя прочувствовать всё одиночество лирического героя и пожелать никогда не оказаться на его месте. Думается, именно на эту мысль намекает автор в заглавии стихотворения.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах