Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Невозможно» И. Анненский

Есть слова – их дыханье, что цвет,
Так же нежно и бело-тревожно,
Но меж них ни печальнее нет,
Ни нежнее тебя, невозможно.

Не познав, я в тебе уж любил
Эти в бархат ушедшие звуки:
Мне являлись мерцанья могил
И сквозь сумрак белевшие руки.

Но лишь в белом венце хризантем,
Перед первой угрозой забвенья,
Этих вэ, этих зэ, этих эм
Различить я сумел дуновенья.

И, запомнив, невестой в саду,
Как в апреле, тебя разубрали, –
У забитой калитки я жду,
Позвонить к сторожам не пора ли.

Если слово за словом, что цвет,
Упадает, белея тревожно,
Не печальных меж павшими нет,
Но люблю я одно – невозможно.

1907 г., Царское Село.

Сборник «Кипарисовый ларец», раздел «Размётанные листы».

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Невозможно»

Вклад И. Ф. Анненского в процесс становления принципов эстетики символизма как литературного направления невозможно переоценить. Его стихотворение «Невозможно» является примером своеобразной, сложной, парадоксальной и изысканной лирики, вмещающим сильные чувства и глубокий философский смысл.

Произведение украшают следующие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «дыханье, что цвет», «упадает, что цвет» – позволяет уподобить чувства и мысли недолговечным прекрасным белым цветам;
  • олицетворения – «дыханье … слов», «печальнее, нежнее слов», «любил звуки» – очеловечивают даже звуки, причем одно из них – «мне (чудились) являлись … мерцанья и руки» – вносит нотку мистики;
  • окказионализм – «бело-тревожно» – соединяет два понятия – белый цвет как символ чистоты и невинности, с другой стороны – это цвет смерти, тоски и забвения (это цвет траура античности), вторая часть слова отражает внутренне состояние лирического героя – ему невыносима мысль, что умершая возлюбленная может быть им забыта;
  • эпитеты – «дыханье нежно и бело-тревожно», «тревожно белея» – также содержат отсылки к белому цвету;
  • инверсия – «белея тревожно», «позвонить… не пора ли», «являлись … мерцанья и руки», «различить (ощутить) я сумел дуновенья (движение, присутствие, мановение)», «невестой … как тебя разубрали (нарядили)»;
  • метафоры – «ушедшие в бархат», «мерцанья могил», «венец хризантем», «угроза забвенья», «дуновенья … вэ, … зэ, … эм», «разубрали невестой»;
  • анафора – «этих вэ, этих зэ, этих эм»;
  • кольцо – слово «невозможно» – им автор начинает и заканчивает изложение – звучит как вердикт, приговор самому себе;
  • чередование мягких и твердых согласных – «дыханье нежно и тревожно», «меж них невозможно» – способствует погружению в сферу звуковых ассоциаций, создают особое настроение, гипнотизируют читателя.

Пресловутые дуновенья – метафора «воздушной» мысли об измене памяти любимой. Упомянутые автором сторожа стоят на страже памяти, и позвонить к ним – значит фактически обратиться к ней. Представленный автором набор букв «вэ, зэ, эм» «не случаен – они являются составляющими слова «ВоЗМожно» – антонима «невозможно». Пара этих слов символизирует метания лирического героя между забвением и памятью, всю сложность и противоречивость жизни. Но фраза «люблю – невозможно» – констатация того, что герой все же отдает предпочтение памяти.

Слово «невозможно» является ключевым, оно дает название всему произведению. Лирический герой пытается раскрыть его тайну, рассматривая с разных сторон. Поэт наполняет это безликое слово особым эмоциональным содержанием.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах