«Безумья и огня венец…» М. Волошин
* * * А. Р. <Минцловой>Безумья и огня венец
Над ней горел. И пламень муки,
И ясновидящие руки,
И глаз невидящих свинец,Лицо готической сивиллы,
И строгость щек, и тяжесть век,
Шагов ее неровный бег –
Все было полно вещей силы.Не несвязные слова,
Ночным мерцающие светом,
Звучали зовом и ответом.
Таинственная синеваЕе отметила средь живших…
И к ней бежал с надеждой я
От снов дремучих бытия,
Меня отвсюду обступивших.
Декабрь 1911 г., Париж.
Сборник «Selva Oscura» (1910–1914). Раздел «Облики».
Анализ стихотворения М. А. Волошина «Безумья и огня венец…»
В стихотворении «Безумья и огня венец…» Волошин пишет о России. В дни войны поэт, будучи патриотом и одновременно блестяще образованным человеком мира, чувствует боль за судьбу своего народа особенно остро и пытается предугадать грядущие события.
Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «безумья и огня венец горел», «глаз невидящих свинец», «шагов ее», «бежал я», «снов дремучих бытия», «ночным мерцающие», которая позволяет соблюсти стихотворный размер;
- метафоры – «венец безумья и огня (иносказательная отсылка к войне)», «пламень муки (она нестерпима, как ожог, поэтому такое сравнение)», «тяжесть век»;
- многосоюзие – «и пламень, и руки, и свинец, …и строгость … щек, и тяжесть» – выделяет каждый однородный член, как ключевое слово;
- олицетворения – «венец горел», «строгость щек», «бег шагов», «вещая сила», «мерцающие светом слова», «синева отметила», «обступившие сны» – позволяют ярче охарактеризовать явления и даже абстрактные понятия;
- синонимы – «огонь» и «пламень»; «ясновидящие» и «вещая»;
- сравнение – «звучали зовом и ответом»;
- эпитеты – «ясновидящие руки», «готическая сивилла», «таинственная синева», «дремучие сны», «неровный бег» – создают зримые образы;
- умолчание – «отметила средь живших…» – заставляет задуматься об уникальности цивилизационного проекта «Россия», не называя ее прямо, о ее особой мировой роли;
- ряды однородных членов предложения – «безумья и огня», «пламень, руки, свинец, лицо, строгость, тяжесть, бег», «зовом и ответом»;
- контекстуальные антонимы – «зов – ответ», «ясновидящие – невидящие»;
- лексику высокого стиля – «бытие», «пламень» – придающую тексту возвышенный оттенок;
- синекдоху – «бег шагов» – подмена по принципу «общее-частное» позволяет, не называя субъект явно, избежать нежелательной прямолинейности.
Ряд слов и выражений требует пояснения. Готика – это название художественного средневекового стиля, мрачноватого, с претензией на загадочность. «Готическая сивилла» – предсказательница, вещунья, причастная к тайнам и ужасам.
Выражение «строгость щек» – образный прием, позволяющий автору описать невозмутимое, непроницаемое, строгое выражение лица, а не одних щек.
«Дремучие сны бытия» – страшные реалии, в которых приходилось жить людям в нечеловеческих условиях гражданской войны. Полная неопределенность, ужасы террора с обеих сторон конфликта не вынудили поэта покинуть Отчизну. В отрыве от нее он не мог бы состояться как творец. Лишь на родине Волошин, великий русский поэт, чувствовал сопричастность ее трагической судьбе.