Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Крокодил» С. Чёрный

Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под баком на полу
Ставят керосинку.

Хоть немного отойдешь
И попаришь кости…
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…

На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.

Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.

Я попал на пароход…
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?..

Эй, ты, мальчик, толстопуз, –
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!

1920 г.

Анализ стиха С. Черного «Крокодил»

Трудно переоценить вклад С. Черного в развитие детской литературы. Особенно много он писал для детей, находясь в эмиграции, оторванный от родной почвы. Стихотворение «Крокодил» также написано за границей в 1920 году. В произведениях Черного почти всегда присутствует некая словесная игра, тонкая ирония, которую дети считывают безошибочно. Именно поэтому его стихи так любимы миллионами ребят нескольких поколений.

Нельзя не отметить, что в рамках детского стихотворения «Крокодил» известный поэт-сатирик разговаривает с ребенком без приторного сюсюканья, а как с равным себе. Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «угрюмый крокодил», «проклятые сторожа», «родной Нил», «румяная (отсылка не к цвету кожи, а к здоровью, упитанности мальчика) ножка»;
  • синекдоха – «попаришь кости»;
  • умолчания – «хоть немного отойдешь…», «дрожу от злости…», «… попал на пароход…», их частотность иллюстрирует растерянность и безмерную усталость животного, лишенного родины;
  • лексический повтор – «плачу, плачу целый день» – создает акцент на настроении;
  • ряды однородных членов предложения – «плачу, дрожу», «кладут, ставят», «отойдешь, попаришь», «сцапали, связали»;
  • риторические восклицания – «Ах, … жил я без печали!», «Как … тошнило! У!», «Дай … откусить … !»;
  • инверсию – «жил я», «ближе стань»;
  • контекстуальные антонимы – «морда – хвост»;
  • разговорную лексику – «сцапали», «вылезал», «толстопуз»;
  • риторический вопрос – «… зачем я вылезал из … Нила?..»;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «кусочек», «ножка».

Часто звери – самостоятельные герои в произведениях С. Черного. Вот и в этом стихотворении основной поэтический образ – крокодил. Но если в большинстве произведений звери выступают участниками игр и забав детей, то в данном произведении крокодил позиционируется едва ли не как трагический герой. Подход автора к формированию канвы произведения, сюжета таков, что побуждает ребенка броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии.

Рассказывая о злоключениях плененного животного, поэт не только открывает для ребенка целый мир, но и учит милосердию, используя естественный для малыша интерес ко всему живому. Стихотворение несет в себе огромный заряд любви и доброты. Невероятно обаятельное, трогательное и забавное произведение давно стало органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах