Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Эхо любви» Р. Рождественский

Покроется небо
                     пылинками звёзд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу вёрст.
Мы – эхо,
мы – эхо.
Мы –
        долгое эхо друг друга.

И мне до тебя,
                    где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы – нежность,
мы – нежность.
Мы –
        вечная нежность друг друга.

И даже в краю наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю, с тобой не расстанемся мы.
Мы – память,
мы – память.
Мы –
        звёздная память друг друга.

1977 г.

Анализ стиха Р. Рождественского «Эхо любви»

Лирическое стихотворение написано в 1977 году. Оно проникнуто высоким пафосом любви и нежности. Положенное на музыку, в исполнении А. Герман стихотворение стало советской песенной классикой.

Основные образы – беззаветно преданные друг друга люди, будто ставшие одним целым. Жанр определяет тональность читательского восприятия: произведение является гимном любви, одухотворяющей человека, делающей его лучше и чище.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «покроется небо», «выгнутся ветки», «не расстанемся мы», которая формирует именные рифмы и создает акцент на персонажах и конкретных объектах;
  • лексические повторы – «Мы – эхо, мы – эхо, мы – долгое эхо…», «Мы – нежность, мы – нежность. Мы – вечная нежность…», «Мы – память, мы – память. Мы – звездная память…», выстроенные по одной схеме, они разделяют текст на смысловые части и придают ему уникальную содержательность;
  • многочисленные метафоры – «пылинки звезд», «эхо друг друга», «эхо любви», «нежность друг друга», «память друг друга», «дотронуться сердцем», «край тьмы» – непостижимое человеком пространство небытия;
  • олицетворение – «любовь за собой позвала», «наползающая тьма»,
  • эпитеты – «смертельный круг», «вечная нежность», «звездная (сфокусированная исключительно на любимом человеке) память».

В начале каждой строфы схожей композиции автор косвенно описывает жизненные невзгоды – риски разлуки, расставания и смерти. Конец каждой строфы – это жизнеутверждающий рефрен, декларация удивительной общности любящих.

Эхо – удачно найденная метафора, которая описывает отраженное чувство, транслируемое каждым из любящих, глубокое сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, которое не преодолевается ни осознанием неотвратимости смерти, ни самой смертью. Именно поэтому в третьей строфе говорится о памяти: автор уверен, что посмертное существование возможно, и оно будет непременно озарено светом иной, неземной, но не менее сильной любви.

Автор ассоциирует себя и любимую женщину с нежностью как бережным, предельно деликатным отношением, полным взаимопроникновением как ключевой чертой любви, когда – образно говоря – одного бьют, а другому больно.

Метафорический смысл названия стиха – декларация счастливой взаимности, его символический подтекст – нерушимое единство людей, связанных сильным чувством.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах