Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Снежная баба» С. Чёрный

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух.
Гриша – дома, у окошка.
Скучно в комнате играть!
Даже, вон, – лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.
Мама гладит в кухне юбку…
«Гриша, Гриша, – ты куда?»
Влез он в валенки и шубку,
Шапку в руки – и айда!

Руки в теплых рукавичках,
Под лопатой снег пищит…
Снег на лбу и на ресничках,
Снег щекочет, смех смешит…
Вырос снег копной мохнатой,
Гриша бегает кругом,
То бока побьет лопатой,
То, пыхтя, катает ком…
Фу, устал. Еще немножко!
Брови – два пучка овса,
Глазки – угли, нос – картошка,
А из елки – волоса.
Вот так баба! Восхищенье.
Гриша пляшет. «Ай-да-да!»
Воробьи от удивленья
Разлетелись, кто куда.

В тихой детской так тепло.
Стекла снегом замело.
Синеглазая луна
Вылезает из окна..
Ветер прыгает по крыше…
Отчего не спится Грише?
Встал с кроватки босиком
(Ай, как скользко на полу!)
И по комнате бегом
Поскорей – скорей к стеклу:
За окном – сосульки льду…
Страшно холодно в саду!
Баба, бедная, не спит,
Посинела и дрожит…

Раз! Одеться Грише – миг:
В угол – шмыг,
Взял в охапку
Кофту, дедушкину шапку,
Старый коврик с сундука,
Два платка,
Чью-то юбку из фланели.
(Что тут думать, в самом деле!)
И скорей – скорее в сад…
Через бревна и ухабы,
Через дворницкую Шавку,
Через скользкую канавку,
Добежал – и сел у бабы:
«Вот! Принес тебе наряд…
Одевайся… Раз и раз!
Десять градусов сейчас».

Ветер смолк. В саду светло.
Гриша бабу всю закутал.
Торопился – перепутал,
Все равно ведь ей тепло:
Будет юбка на груди
Или кофта позади…
«До свиданья! Спи теперь».
Гриша марш домой и в дверь,
Пробежал вдоль коридора,
Вмиг разделся, скоро-скоро,
И довольный – хлоп в кровать, –
Спать!

1916 г.

Анализ стиха С. Черного «Снежная баба»

Стихотворение написано в 1916 году и опубликовано в сборнике «Детский остров». Оно настолько зримо описывает картину дня, что даже не нуждается в иллюстрациях. Читая предназначенное для малышей произведение, нельзя не отметить тщательность, с которой автор отбирает необходимые лексические средства. Она отражена в переписке автора с К. И. Чуковским.

Произведение такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «воробьи дерутся», «лентяйка кошка», «луна вылезает», «ветер прыгает», «баба не спит» – придают речи необходимую для детей доступность;
  • инверсию – «светит солнце», вырос снег»;
  • сравнения – «снег, как пух», «вырос копной»;
  • эпитеты – «васильковое небо», «мохнатая копна», «синеглазая луна», «бедная баба», придают тексту яркость и образность;
  • метафору – «вьются хороводы мух»;
  • перифраз «снежные мухи», описывающий снежинки;
  • эллипсис – «Гриша – (сидит) дома», «шапку (взял) в руки» – дает возможность сформировать стихотворный размер;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «окошко», «шубка», «рукавички», «реснички», «глазки», «немножко» – иллюстрируют любовное, теплое отношение к лирическому герою;
  • риторические восклицания – «Скучно в комнате … !», «Еще немножко!», «Вот так баба!», «Ай-да-да!», «…как скользко на полу!»;
  • риторический вопрос – «Отчего не спится Грише?» – приглашает маленького читателя самому догадаться о причинах, стимулирует работу мысли;
  • многочисленные умолчания – «Мама гладит … юбку…»; «будет … кофта позади…», «ветер прыгает по крыше…» – позволяют в ряду схожих выделить главное событие;
  • междометия – «фу», «айда (в значении отправиться куда-либо как действие)», «ай», «шмыг», «хлоп», «раз», «марш» – отражают эмоциональные реакции на действительность и лаконично описывают действия героя;
  • просторечную лексику – «вон (в значении вот)»;
  • ряды однородных членов предложения – «спит, посинела, дрожит», «кофту, шапку, коврик, два платка, юбку»;
  • лексический повтор – «скорей – скорее в сад», «скоро-скоро».

В рамках стихотворения поэт показывает трогательную наивность и душевную чистоту ребенка. Очевидно, что в создание снежной бабы малыш вкладывает частичку своей души, таким образом одушевляя ее, наделяя человеческими качествами, возможно – собственными. Добрый впечатлительный мальчуган сам начинает верить в реальность созданного им сказочного существа и выказывает при этом лучшие человеческие качества – милосердие, отзывчивость и жертвенность.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах