«К воскресенью» И. Северянин
Идут в Эстляндии бои, –
Грохочут бешено снаряды,
Проходят дикие отряды,
Вторгаясь в грустные мои
Мечты, вершащие обряды.От нескончаемой вражды
Политиканствующих партий
Я изнемог; ищу на карте
Спокойный угол: лик Нужды
Еще уродливей в азарте.Спаси меня, Великий Бог,
От этих страшных потрясений,
Чтоб в благостной весенней сени
Я отдохнуть немного мог,
Поверив в чудо воскресений.Воскресни в мире, тихий мир!
Любовь к нему, в сердцах воскресни!
Искусство, расцвети чудесней,
Чем в дни былые! Ты, строй лир,
Бряцай нам радостные песни!
Январь 1919 г., Тойла.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «К воскресенью»
Стихотворение «К воскресенью» написано в эстонской эмиграции в Тойле в 1919 году. Оно относится к жанру публицистической лирики. Его тональность обуславливали сложные отношения противоборствующих сторон в эстонской освободительной войне 1918 – 1920 годов.
Военные реалии были особенно страшны для Игоря Васильевича, сугубо гражданского человека с богатым воображением и привычкой к комфорту и поклонению. Вдобавок более чем скромное существование на средства гражданской жены было слишком ярким контрастом с прежней небывалой славой в самодержавной России – тюрьме народов.
Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «идут бои», «грохочут снаряды», «проходят отряды», позволяющую выстроить именные рифмы и выделить ключевые слова;
- эпитеты – «дикие отряды», «грустные мечты», «спокойный угол», «Великий Бог», «благостная весенняя сень», которые ярко характеризуют явления и чувства лирического героя;
- олицетворения – «вершащие мечты», «лик Нужды», придавая явлениям человеческие черты, они позволяют точнее выразить мысль;
- перифразы – «на карте угол (в мире дом, убежище, пристанище)», «весенняя сень (распустившаяся весной листва, образующая шатер)», «строй лир (совокупность разных видов искусств, творчества)»;
- лексику высокого стиля – «изнемог», «благостный», «лик», «бряцай (пой, издавай звуки, звени)»;
- многочисленные обращения – «Великий Бог», «тихий мир», «любовь», «искусство», «строй лир» – которые выделяют значимые для автора понятия – высвеченные войной истинные духовные ценности;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «грохочут бешено» – нагромождение шипящих имитирует шум боя; «благостная весенняя сень», в рамках которой тревожащая свистящая «с» противостоит мягкой носовой «н»;
- религиозную лексику – «обряд», «Бог», «чудо», «воскресение», которая подчеркивает значимость поднятой темы;
- риторические восклицания – «Воскресни в мире, … мир!», «Любовь …, воскресни!» – отражают высоту чувств лирического героя;
- кольцо – «Воскресни, мир… любовь воскресни!».
Метафорический смысл названия – наивный призыв к преображению и миру. Стихотворение пронизано чувством горечи, естественным для человека в расцвете творческих сил, брошенного в водоворот политических событий.
Используя глаголы повелительного наклонения – спаси», «вокресни», «расцвети», «бряцай», волшебник слова Игорь Северянин, утративший связь со своим народом, словно пытается повернуть время вспять.
Автор: Игорь Северянин