«Молодость» И. Бунин
В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.
7 апреля 1916 г.
Анализ стихотворения Бунина «Молодость»
Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев – с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент – яркая синева подснежников. Синий в поэтике Бунина – знаковый оттенок, он связан с открытым небом, высшим началом, гармонией и надеждой.
Крупный план, сфокусированный на первоцветах или дубовом листе, во второй строфе сменяется широкой панорамой. Облака, несущие дождь, «свежий ветер» и «серое поле» – внимание переключается на бескрайние просторы русской степи.
Финальные строки посвящены переживаниям лирического героя. Осознавая необъятность жизненных перспектив, он ощущает «тайную радость» и светлую печаль. Состояние души, изображенное в «Молодости», перекликается с другой авторской формулой – «радость одиноких дум». Она была заявлена в раннем стихотворении «Седое небо надо мной». Существенна и разница: лирический герой сумел освободиться от угнетающего чувства одиночества.
Автор сравнивает жизнь со степью, опираясь на два ключевых признака – «пуста и велика». В этом случае определения лишены отрицательных коннотаций. Пустота степи – это не скудость, а свобода: в творчестве Бунина сквозной образ безбрежного пространства символизирует жизненные пути, наследство истории, диалог западного и восточного менталитетов. Юного героя ошеломляет и немного тревожит безмерность и неизведанность будущего.
Поэт намеренно подбирает образы, типичные для разных времен года. С одной стороны, весенние цветы и свежий ветер, с другой – осенний сухой лес и опавшая листва. Смешивается и стилистика: сниженно-бытовые образы коров, подгоняемых пастушеским хлыстом, соседствуют с романтическими цветами, облаками и ветром.
Все детали пейзажа возникают в памяти лирического героя, размышляющего о далеких годах. Подтверждается это и на синтаксическом уровне: многочисленные повторы союза «и» в начале стихотворной строки нанизывают разрозненные воспоминания, как бусины на нитку. Из разнородных картинок – реалистичных и возвышенно-обобщенных – слагается законченный образ молодости, наполненной предчувствиями волнующих перемен.
Автор: Иван Бунин