Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Молодость» И. Бунин

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.

И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.

Дата создания: 7 апреля 1916 г.

Анализ стихотворения Бунина «Молодость»

Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев – с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент – яркая синева подснежников. Синий в поэтике Бунина – знаковый оттенок, он связан с открытым небом, высшим началом, гармонией и надеждой.

Крупный план, сфокусированный на первоцветах или дубовом листе, во второй строфе сменяется широкой панорамой. Облака, несущие дождь, «свежий ветер» и «серое поле» – внимание переключается на бескрайние просторы русской степи.

Финальные строки посвящены переживаниям лирического героя. Осознавая необъятность жизненных перспектив, он ощущает «тайную радость» и светлую печаль. Состояние души, изображенное в «Молодости», перекликается с другой авторской формулой – «радость одиноких дум». Она была заявлена в раннем стихотворении «Седое небо надо мной». Существенна и разница: лирический герой сумел освободиться от угнетающего чувства одиночества.

Автор сравнивает жизнь со степью, опираясь на два ключевых признака – «пуста и велика». В этом случае определения лишены отрицательных коннотаций. Пустота степи – это не скудость, а свобода: в творчестве Бунина сквозной образ безбрежного пространства символизирует жизненные пути, наследство истории, диалог западного и восточного менталитетов. Юного героя ошеломляет и немного тревожит безмерность и неизведанность будущего.

Поэт намеренно подбирает образы, типичные для разных времен года. С одной стороны, весенние цветы и свежий ветер, с другой – осенний сухой лес и опавшая листва. Смешивается и стилистика: сниженно-бытовые образы коров, подгоняемых пастушеским хлыстом, соседствуют с романтическими цветами, облаками и ветром.

Все детали пейзажа возникают в памяти лирического героя, размышляющего о далеких годах. Подтверждается это и на синтаксическом уровне: многочисленные повторы союза «и» в начале стихотворной строки нанизывают разрозненные воспоминания, как бусины на нитку. Из разнородных картинок – реалистичных и возвышенно-обобщенных – слагается законченный образ молодости, наполненной предчувствиями волнующих перемен.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах