«Прощанье (В последний раз твой образ милый…)» А. Пушкин
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
5 октября 1830 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Прощанье»
Стихотворение «Прощанье» написано А. С. Пушкиным в его болдинский период в 1830 году, когда, связанный запретом на выезд в связи с эпидемией холеры, он надолго задержался в нижегородской провинции. Стихотворение адресовано Е. К. Воронцовой, блестящей аристократке и жене одесского генерал-губернатора, к которой поэт питал глубокие чувства в период своего пребывания в южной ссылке. И тот факт, что накануне свадьбы Пушкин вспоминает о событиях шестилетней давности, свидетельствует о том, что чувства эти угасли не совсем.
Главным лирическим героем является сам поэт. Читая стихотворение, понимаешь, что чувства были серьезными только с его стороны – оборот «будить мечту», выражения «дальная подруга», «друг» наталкивают на мысль, что отношения были довольно целомудренными, что подтверждают и свидетельства современников, которые были доверенными лицами Пушкина.
При всей страстности натуры поэт чувствовал дистанцию между собой и возлюбленной, довольно поверхностной кокетке, скорее обаятельной, чем красивой – об этом косвенно свидетельствует выбор глагола «дерзаю». Возможно, поэт впервые почувствовал себя игрушкой в руках женщины, которая была центром внимания одесского высшего общества и владетельной особой, и это уязвляло его. В этом видится причина нехарактерной для поэта мрачной риторики, ассоциированной со смертью – «могильный сумрак», «угасший друг», «прощанье», «овдовевшая супруга».
Даже в произведении столь малого объема А. С. Пушкин использует множество средств художественной выразительности. Среди них – метонимия: «будить мечту», «прощанье сердца», «могильным сумраком одета», «ласкать образ», «прими прощанье». Поэт употребляет множество эпитетов – «милый образ», «нега робкая и унылая», «могильный сумрак», «сердечная сила» и олицетворения: «будить мечту», «бегут лета». Вторая строфа содержит перифраз – «твой друг», «свой поэт» – поэт не использует личных местоимений и предпочитает не называть себя. Там же – метафора: «друг угас».
Стихотворение по жанру является элегией и написано четырехстопным ямбом со сложной рифмой. Композиционно оно построено следующим образом: первая строфа – раздирающее поэта воспоминание о любви, вторая – рассуждение о бренности всего земного, третья – констатация окончательного разрыва. А упоминание о прощании с другом – отсылка к случайной встрече на почтовой станции с осужденным Кюхельбекером, оставившей такое же тягостное впечатление.