Как писать стихи

«Прощанье» А. Пушкин


«Прощанье» Александр Пушкин

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.

Анализ стихотворения Пушкина «Прощанье»

Стихотворение «Прощанье» написано А. С. Пушкиным в его болдинский период в 1830 году, когда, связанный запретом на выезд в связи с эпидемией холеры, он надолго задержался в нижегородской провинции. Стихотворение адресовано Е. К. Воронцовой, блестящей аристократке и жене одесского генерал-губернатора, к которой поэт питал глубокие чувства в период своего пребывания в южной ссылке. И тот факт, что накануне свадьбы Пушкин вспоминает о событиях шестилетней давности, свидетельствует о том, что чувства эти угасли не совсем.

Главным лирическим героем является сам поэт. Читая стихотворение, понимаешь, что чувства были серьезными только с его стороны – оборот «будить мечту», выражения «дальная подруга», «друг» наталкивают на мысль, что отношения были довольно целомудренными, что подтверждают и свидетельства современников, которые были доверенными лицами Пушкина.

При всей страстности натуры поэт чувствовал дистанцию между собой и возлюбленной, довольно поверхностной кокетке, скорее обаятельной, чем красивой — об этом косвенно свидетельствует выбор глагола «дерзаю». Возможно, поэт впервые почувствовал себя игрушкой в руках женщины, которая была центром внимания одесского высшего общества и владетельной особой, и это уязвляло его. В этом видится причина нехарактерной для поэта мрачной риторики, ассоциированной со смертью – «могильный сумрак», «угасший друг», «прощанье», «овдовевшая супруга».

Даже в произведении столь малого объема А. С. Пушкин использует множество средств художественной выразительности. Среди них — метонимия: «будить мечту», «прощанье сердца», «могильным сумраком одета», «ласкать образ», «прими прощанье». Поэт употребляет множество эпитетов — «милый образ», «нега робкая и унылая», «могильный сумрак», «сердечная сила» и олицетворения: «будить мечту», «бегут лета». Вторая строфа содержит перифраз — «твой друг», «свой поэт» – поэт не использует личных местоимений и предпочитает не называть себя. Там же — метафора: «друг угас».

Стихотворение по жанру является элегией и написано четырехстопным ямбом со сложной рифмой. Композиционно оно построено следующим образом: первая строфа — раздирающее поэта воспоминание о любви, вторая – рассуждение о бренности всего земного, третья — констатация окончательного разрыва. А упоминание о прощании с другом – отсылка к случайной встрече на почтовой станции с осужденным Кюхельбекером, оставившей такое же тягостное впечатление.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах