«Дедушка в молодости» И. Бунин
Вот этот дом, сто лет тому назад,
Был полон предками моими,
И было утро, солнце, зелень, сад,
Роса, цветы, а он глядел живыми,
Сплошь темными глазами в зеркала
Богатой спальни деревенской
На свой камзол, на красоту чела,
Изысканно, с заботливостью женской
Напудрен рисом, надушен,
Меж тем как пахло жаркою крапивой
Из-под окна открытого, и звон,
Торжественный и празднично-счастливый,
Напоминал, что в должный срок
Пойдет он по аллеям, где струится
С полей нагретый солнцем ветерок
И золотистый свет дробится
В тени раскидистых берез,
Где на куртинах диких роз,
В блаженстве ослепительного блеска,
Впивают пчелы теплый мед,
Где иволга то вскрикивает резко,
То окариною поет,
А вдалеке, за валом сада,
Спешит народ, и краше всех – она,
Стройна, нарядна и скромна,
С огнем потупленного взгляда.
22 июля 1916 г.
Анализ стихотворения Бунина «Дедушка в молодости»
Автобиографическая тема быта старинных помещичьих усадеб, уходящего образа «жизни старосветской» широко отражена не только в прозе, но и в лирике Бунина. Поэт, выросший в этой атмосфере, предпочитал спокойный полудеревенский жизненный уклад суете и спешке столиц. Стихотворение «Дедушка в молодости», которое относится к плодотворному 1916 г., было создано в имении, находившемся близ села Глотово на Орловщине.
Лирический герой, занятый историей своего рода, пытается представить события столетней давности. Поскольку цель выходит за пределы личных воспоминаний, герой моделирует собственную картину прошлого – очаровательную, солнечную, радостную.
Функции сказочного помощника, аналога машины времени, возлагаются на старый дом, который был свидетелем жизни рода в течение веков. Лирический герой мысленно наполняет жилище предками, воссоздает интерьер «богатой спальни деревенской» и портрет дедушки. Старинный камзол, «томные глаза», «красота чела», «женская заботливость» в наряде, духи и напудренный парик – многочисленные детали образа проникнуты нежностью и мягкими ироничными интонациями. Тщательные сборы продиктованы ответственным днем. Автор прямо не упоминает об этом, но фиксирует внимание на колокольном звоне, охарактеризованном эпитетами «торжественный» и «празднично-счастливый». Об особом дне свидетельствуют и толпы народа, а в финале появляется «она», молодая и прекрасная возлюбленная. Остается неизвестным, какие именно события предваряет солнечное утро: венчание или просто праздник, на котором рассчитывает встретиться влюбленная пара.
Зеленый сад, утопающий в цветах, – неизменный атрибут помещичьей усадьбы. Пейзажная зарисовка задает восторженно-радостный тон лирического повествования. Начало погожего летнего дня обещает жару. По этой причине окна дома открыты, и он будто устремлен в сад, где царят «золотистый свет», теплый ветерок, «ослепительный блеск», слышатся жужжание пчел и крики иволги, чувствуется запах крапивы, нагретой солнцем. Используя визуальные, звуковые и даже обонятельные акценты, поэт создает чарующее изображение летней природы, полной движения и жизни.
Интересно, что молодой дедушка остается равнодушен к красоте цветущего сада. Следуя рекомендации Пушкина и заботясь о своей внешности, «о красе ногтей», лирический персонаж занят своим отражением в зеркале. Такое поведение создает дополнительный иронический эффект, который не нарушает общую праздничную тональность.
Автор: Иван Бунин