«Мое беспечное незнанье…» А. Пушкин
* * * Moe беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
13 июня – 1 ноября 1823 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Мое беспечное незнанье…»
Как известно, XIX век в России – это время поиска новых путей существования человека в обществе. Особенно остро стояла проблема достижения свободы – личной для крестьян, свободы мысли и слова для интеллектуалов. А. С. Пушкин тоже предпринял попытку осмысления этой идеи в рамках нескольких произведений. В их числе стихотворение «Моё беспечное незнанье…», написанное в ноябре 1823 года.
Исследователи отмечают, что это произведение является черновым наброском. Его часть была полностью перенесена в «Свободы сеятель пустынный», созданное в том же году. В стихотворении «Моё беспечное незнанье…» поэт впервые размышляет над вечными вопросами. Его волнует, что такое жизнь. Каковы идеалы человека? Входит ли свобода в их число? Нужна ли она человеку? Необходима ли она обществу? Разумеется, автор задаётся и вопросом о собственном месте в этом обществе.
Речь в произведении идёт от первого лица. Поэт рассказывает о себе и своих раздумьях. Он показывает, что на каком-то этапе своей жизни он переосмыслил свои ценности и стал смотреть на различные вещи иначе. Эту метаморфозу, обретение нового взгляда, автор метафорически называет «лукавый демон», имея в виду знание. Здесь мы можем почувствовать намёк на изречение Соломона «Во многой мудрости много печали», ибо в строках произведения содержатся такие горькие выводы:
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад…
Поэт говорит о том, что он разочаровался в том, что прежде считал достойным уважения и любви. Но более всего его опечалило страшное открытие о том, что все ценности эпохи Просвещения, на идеалах которой Александр Сергеевич вырос, ничего не стоят в окружающей его действительности. Он замечает, что люди вокруг грубы и жестоки по собственной воле. Не первый раз поэт говорит о глухой бесчеловечной толпе, готовой закрыть глаза на все злодеяния власть имущих.
По мнению автора, большинство само счастливо служить господам. Оно не слышит голоса тех, кто призывает взять жизнь в свои руки. Здесь поэт, очевидно, намекает на людей творческих, интеллектуально развитых, себя в том числе, саркастично замечая: «Смешон глас правды благородный…»
Самую важную мысль поэт приберегает для финала. Здесь он говорит о свободе, сравнивая человеческое общество с животными:
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь…
Может показаться, что поэт слишком жесток в своих суждениях. Он усиливает эмоции с помощью градации («Жестокой, суетной, холодной…»), применяет экспрессивные эпитеты («беспечное незнанье», «мечтатель молодой», «восторженной душой» противопоставлены разгромным выражениям «жестоких ветреных судей»). Но думается, что именно такие резкие произведения способны задеть за живое и вразумить публику.