«Ты проходишь без улыбки…» А. Блок
* * * Ты проходишь без улыбки,
Опустившая ресницы,
И во мраке над собором
Золотятся купола.Как лицо твоё похоже
На вечерних богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле…Но с тобой идёт кудрявый
Кроткий мальчик в белой шапке,
Ты ведёшь его за ручку,
Не даешь ему упасть.Я стою в тени портала,
Там, где дует резкий ветер,
Застилающий слезами
Напряжённые глаза.Я хочу внезапно выйти
И воскликнуть: «Богоматерь!
Для чего в мой чёрный город
Ты Младенца привела?»Но язык бессилен крикнуть.
Ты проходишь. За тобою
Над священными следами
Почивает синий мрак.И смотрю я, вспоминая,
Как опущены ресницы,
Как твой мальчик в белой шапке
Улыбнулся на тебя.
29 октября 1905 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга вторая» (1904–1908). Цикл «Город» (1904–1908).
Анализ стихотворения Блока «Ты проходишь без улыбки…»
В период с 1904 по 1908 год Блок создает цикл стихотворений, получивший название «Город». Посвящен он не именуемому, но вполне очевидному Петербургу. Образ города в лирике Александра Александровича второго периода складывался под влиянием романа Достоевского «Подросток» и сборника Брюсова «Urbi et Orbi». Северная Венеция изображается в качестве места, где до предела истончается грань между иными мирами и объективно существующей реальностью. Сильны в серии эсхатологические мотивы, недаром в роли открывающего произведения выступает «Последний день». В лирике цикла часто встречаются синонимичные антитезы – город противопоставляется природе, солнечный свет – мраку, вольность – несвободе. Петербург воспринимается поэтом как растлитель, насильник. Единственно возможный путь к спасению, который представляется Блоку, – побег. В вышеназванном цикле град Петров тесно связан с темой смерти. Причем имеется в виду не только физическая гибель, но и духовная. Из второго аспекта вырастает сквозной мотив лирической серии – мотив пьянства и пьяного веселья.
«Ты проходишь без улыбки…» – часть цикла «Город». В стихотворении нашло отражение изменившееся, ставшее более реалистичным отношение поэта к женщине. На второй план отходит Прекрасная Дама. Ее место занимает образ Незнакомки. Впрочем, лирический герой Блока по-прежнему ищет в каждой представительнице слабого пола Прекрасную Даму, не покидает его вера в светлое и чистое начало женской души. В стихотворении ему встречается мама с кудрявым мальчиком. Женщину он сравнивает с Богородицей, мальчугана – с Иисусом Христом. Ему непонятно, что привело их в «черный город». Петербург перемалывает людей, портит, развращает, никого не щадя. Лирическому герою стихотворения страшно представить, что будет дальше с этой женщиной и ее ребенком. Он хочет добиться их внимания, предупредить беду, но «язык бессилен крикнуть». Северная Венеция в цикле «Город» – фантасмагория, обманчивое и призрачное видение. Блок пытается рисовать реальный мир, но картины действительности получаются у него то размытыми и загадочными, то подчеркнуто резкими. Неудивительно, что лирический герой стихотворения «Ты проходишь без улыбки…» видит в петербурженке с ребенком Богоматерь с Младенцем. Чего только не покажется в синем мраке, когда из-за сильного ветра глаза застланы слезами!