«Не как люди, не еженедельно…» Б. Пастернак
* * * Не как люди, не еженедельно.
Не всегда, в столетье раза два
Я молил тебя: членораздельно
Повтори творящие слова.И тебе ж невыносимы смеси
Откровений и людских неволь.
Как же хочешь ты, чтоб я был весел,
С чем бы стал ты есть земную соль?
1915 г.
Анализ стихотворения Пастернака «Не как люди, не еженедельно…»
«Поверх барьеров» – второй сборник Пастернака, увидевший свет в 1917 году. В нем ощущается влияние сразу двух литературных направлений, к которым в разное время был близок поэт, – символизма и футуризма. С одной стороны – он создавался почти сразу после завершения работы над книгой «Близнец в тучах», где особенно сильно чувствуется влияние символистской поэтики. С другой – в период написания стихотворений, вошедших в сборник «Поверх барьеров», Пастернак много общался с футуристами. Достаточно обратить внимание хотя бы на название книги, в котором заложен пафос преодоления. Кроме того, Борис Леонидович пытался найти собственную творческую манеру. По признанию Пастернака, ему не хотелось, чтобы в сборнике проявилось невольное сходство его стиля с поэтическим языком Маяковского. Существует вторая редакция «Поверх барьеров», работа над которой велась в промежутке между 1926 и 1928 годом. В итоге многие стихотворения претерпели сильные изменения. Сейчас у литературоведов именно вторая редакция считается канонической.
Важнейшее стихотворение сборника – «Не как люди, не еженедельно…». Эта миниатюра, датированная 1915 годом, состоит всего из восьми строк, но в столь малом объеме удалось добиться Пастернаку поразительной философской глубины. Произведение сложно понять без знания христианских религиозных текстов. Во-первых, речь идет о первых строках Ветхого Завета, посвященных процессу сотворения Земли Господом. Во-вторых, необходимо помнить о словах Иисуса Христа, обращенных к ученикам в рамках Нагорной проповеди: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?». Лирический герой стихотворения просит Бога (или собственное альтер эго?) подарить ему моменты откровения, свойственные только детям и настоящим художникам. В минуты вдохновения мир кажется поэту словно впервые увиденным, он будто заново возникает на его глазах – это бесценное состояние свежести восприятия. Для лирики Пастернака вообще характерно уподобление Божественному Откровению тех озарений, что случаются с человеком творческим.
По мнению историка русской литературы, поэта и переводчика Анатолия Александровича Якобсона, «Не как люди, не еженедельно…» – редкий образец молитвы в поэзии Пастернака. Среди подобных текстов исследователь также называет стихотворения «Рослый стрелок, осторожный охотник…» (1928) и «Гамлет» (1946).
Автор: Борис Пастернак