Как писать стихи

«Прибой» А. Фет


«Прибой» Афанасий Фет

Утесы. зной и сон в пустыне,
Песок да звонкий хрящ кругом,
И вдалеке земной твердыне
Морские волны бьют челом.

На той черте уже безвредный,
Не докатясь до красных скал,
В последний раз зелено-медный
Сверкает Средиземный вал;

И, забывая век свой бурный,
По пестрой отмели бежит
И преломленный и лазурный;
Но вот преграда — он кипит,

Жемчужной пеною украшен,
Встает на битву со скалой
И, умирающий, всё страшен
Всей перейденной глубиной.

Анализ стихотворения Фета «Прибой»

Стихотворение «Прибой» входит в цикл «Море», включённый в сборник стихотворений А. А. Фета 1863 г. История произведений этого цикла началась в 1854 году, когда поэт, будучи солдатом кирасирского полка, был направлен оборонять Балтийское побережье от англичан в ходе Крымской войны. В Эстляндии и Лифляндии Афанасий Афанасьевич пробыл с февраля 1854 г. по март 1856 г. Как писал потом сам Фет, у него было довольно времени, чтобы разглядеть «и красоту моря и море красоты». Так родилось несколько стихотворений, ставших основой цикла.

Спустя некоторое время Афанасий Афанасьевич решил выйти в отставку и взял отпуск. С октября 1856 г. по январь 1857 г. он путешествовал по европейским странам, побывал в Германии, Италии и Франции. Виды моря, теперь уже Средиземного, вдохновили поэта на создание ещё нескольких произведений, в числе которых «Прибой», воспевающий мощь средиземноморских волн.

Это стихотворение состоит из четырёх строф, написанных четырёхстопным ямбом. Строки рифмуются по схеме abab (перекрёстная рифма). В произведении нет лирического героя, а автор выступает в качестве очевидца и рассказчика.

«Прибой» можно назвать шедевром поэтической маринистики. В этом стихотворении читатель может встретить разнообразие эпитетов: «звонкий», «бурный», «преломлённый», «безвредный». Все они усиливают экспрессию и придают строкам энергичность. Кроме того, динамизм действию придаёт градация «Утёсы, зной и сон … песок и … хрящ».

За цветовую палитру произведения отвечают другие эпитеты – «лазурный», «красный», «зелёно-медный», «пёстрый», «жемчужный». Благодаря им морские воды и окружающее их пространство расцветает самыми яркими оттенками и приобретает благородный блеск драгоценных камней.

Одним из главных приёмов, использованных в произведении, можно назвать олицетворение. Поэт наделяет морскую волну душой, что проявляется не только в её поведении, но и в самом названии. Обратим внимание, что словосочетание «Средиземный вал» написано с заглавной буквы, будто это имя живого существа. Описывая движение волны, автор применяет такие выражения, которые обычно используются по отношению к одушевлённым существам («бежит», «встаёт», «умирающий»).

Особое отношение автора к морской стихии выдаёт метафора «земной твердыне морские волны бьют челом». Мы сразу понимаем, что при всей своей красоте и могуществе вал — всего лишь претендент на владычество. А настоящей силой обладает земля. Недаром применительно к суше поэт подбирает выражение «твердыня», то есть крепость, дворец, а также называет скалы красными. Этот цвет символизирует власть и указывает на первостепенное значение земли.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах