«Сельский часослов» С. Есенин
Вл. Чернявскому1О солнце, солнце, Золотое, опущенное в мир ведро, Зачерпни мою душу! Вынь из кладезя мук Страны моей. Каждый день, Ухватившись за цепь лучей твоих, Карабкаюсь я в небо. Каждый вечер Срываюсь и падаю в пасть заката. Тяжко и горько мне… Кровью поют уста… Снеги, белые снеги – Покров моей родины – Рвут на части. На кресте висит Ее тело, Голени дорог и холмов Перебиты… Волком воет от запада Ветер… Ночь, как ворон, Точит клюв на глаза-озера. И доскою надкрестною Прибита к горе заря: Исус Назарянин Царь Иудейский2О месяц, месяц! Рыжая шапка моего деда, Закинутая озорным внуком на сук облака, Спади на землю… Прикрой глаза мои! Где ты… Где моя родина? Лыками содрала твои дороги Буря, Синим языком вылизал снег твой – Твою белую шерсть – Ветер… И лежишь ты, как овца, Дрыгая ногами в небо, Путая небо с яслями, Путая звезды С овсом золотистым. О путай, путай! Путай все, что видишь… Не отрекусь принять тебя даже с солнцем, Похожим на свинью… Не испугаюсь просунутого пятачка его В частокол Души моей. Тайна твоя велика есть. Гибель твоя миру купель Предвечная.3О красная вечерняя заря! Прости мне крик мой. Прости, что спутал я твою Медведицу С черпаком водовоза… Пастухи пустыни – Что мы знаем?.. Только ведь приходское училище Я кончил, Только знаю библию да сказки, Только знаю, что поет овес при ветре… Да еще По праздникам Играть в гармошку. Но постиг я… Верю, что погибнуть лучше, Чем остаться С содранною Кожей. Гибни, край мой! Гибни, Русь моя, Начертательница Третьего Завета.4О звезды, звезды, Восковые тонкие свечи, Капающие красным воском На молитвенник зари, Склонитесь ниже! Нагните пламя свое, Чтобы мог я, Привстав на цыпочки, Погасить его. Он не понял, кто зажег вас, О какой я пропел вам Смерти. Радуйся, Земля! Деве твоей Руси Новое возвестил я Рождение. Сына тебе Родит она… Имя ему – Израмистил. Пой и шуми, Волга! В синие ясли твои опрокинет она Младенца. Не говорите мне, Что это В полном круге Будет всходить Луна… Это он! Это он Из чрева неба Будет высовывать Голову…
1918 г.
Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов»
Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел, как гибнут тысячи людей, как разоряются зажиточные семьи, а их имущество распределяется между пьяницами и лентяями. Открыто свои мысли по поводу революции Есенин высказывал своему питерскому другу, поэту и публицисту Владимиру Чернявскому, который также весьма скептически относился к смене власти и был убежден, что ни к чему хорошему это не приведет.
В 1918 году, когда начались массовые гонения на церковь, Есенин пишет поэму «Сельский часослов», которую опубликуют лишь после смерти поэта. Все дело в том, что произведение создано в форме отрывка из книги богослужений, в котором автор обращается ко всем земным и небесным силам с просьбой защитить его родину от разрухи, голода и уничтожения. Ну, а что касается сельской окраски произведения, то она присутствует как в форме, так и в языке поэмы. И это не случайно, так как Есенин отождествляет себя со своим народом, с простыми крестьянами, которые вынуждены перестраивать собственную жизнь и вновь становиться зависимыми от других. Это, как убежден поэт, является первым шагом к разорению крепких хозяйств, которые отныне должны принадлежать государству.
Поэма начинается с обращения к солнцу, с которым сравнивает себя неизвестный молитвенник. Он обращается к небесному светиле, жалуясь на то, что так же каждый день карабкается ввысь и падает, ничего не добившись. «Тихо и горько мне… Кровью поют уста», – отмечает главный герой произведения, подчеркивая, что белоснежный покров его родины «рвут на части» темные силы.
Есенин вкладывает в уста своего героя фразу о том, что Россия нынче напоминает распятого Христа, у которого «голени дорог и холмов перебиты». В данном случае речь идет о первой мировой войне, которая все еще продолжается, унося тысячи жизней простых крестьянских мужиков, вынужденных воевать вместо того, чтобы пахать землю.
В поэме автор обращается не только к солнцу, но и к месяцу, а также к заре и звездам, постепенно раскрывая все ужасы свершившейся революции. При этом Есенин, обращаясь к России, отмечает: «Не отрекусь принять тебя даже с солнцем, похожим на свинью».
Кроме этого, поэт подчеркивает, что все происходящее – результат неграмотности и недальновидности простых людей, которые позволили себя обмануть, втянуть в кровавую войну и революцию. Несмотря на то, что крестьянам обещают светлое будущее, поэт убежден: «Погибнуть лучше, чем остаться с содранною кожей». Он предрекает гибель России. Но при этом отмечает, что она, словно Христос, все равно воскреснет, и тогда на земле восторжествует справедливость.