Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Гроза» М. Волошин

«Гроза» Максимилиан Волошин

Див кличет по древию, велит послушати
Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу…

Запал багровый день. Над тусклою водой
Зарницы синие трепещут беглой дрожью.
Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью,
Вся млеет травами, вся дышит душной мглой

И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой
Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью, –
Земле незнаемой разносит весть Стрибожью:
Птиц стоном убуди и вста звериный вой.

С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом
По бледным заводям, по ярам, по яругам…
Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло…

То, Землю древнюю тревожа долгим зовом,
Обида вещая раскинула крыло
Над гневным Сурожем и пенистым Азовом.

Анализ стихотворения Волошина «Гроза»

Стихотворение М.А. Волошина «Гроза» написано в 1907 году в Коктебеле, который до конца жизни оставался источником вдохновения и прибежищем поэта.

Стихотворение передает настроение поэта, предчувствие им грядущих перемен, беды, тревоги, создает стихийный образ первозданной мятежной природы. Одновременно это и исторический пейзаж. Тема Руси, исторической преемственности является для поэта волнующей и глубоко личной. Автор считает уместным изображать видение современных ему событий, опираясь на текст «Слова о полку Игореве», наполненного сравнениями времен.

Без понимания смысла некоторых слов невозможно оценить красоту и мощь картины, нарисованной поэтом, а это настоящее эпическое полотно. И эпиграф, и старославянизмы, которые встречаются в тексте, являются отсылками к «Слову…». Это глагол «тутнет» в значении «гремит, гудит, стонет», «убуди» – пробуди, «вста» в значении «восстанови, подними», оборот «див кличет пред бедой», «ветр». Они оживляют мифологические образы памятников древнерусской литературы, содержат скрытые цитаты и реминисценции, придают произведению колдовской характер.

Первая строфа описывает нарастающее напряжение, тревожное ожидание грозы, грозных перемен. Глагол «запал» в контексте стихотворения означает «пришел, начался».

Вторая строфа раскрывает причину этого напряжения. Это «див» – злой дух в славянской мифологии – разносит своеобразный сигнал тревоги Стрибога («весть Стрибожью»), древнерусского языческого божества, посланный неизвестной (незнаемой) земле: Ардавде (древнее название Феодосии), Корсуню (русское название Херсонеса, греческой колонии), Поморью (беломорское побережье), Посурожью (бассейн реки Сурож на левобережной Украине). Таким образом автор подчеркивает, что божья весть мистическим образом охватывает всю страну с севера (Белое море) на юг (крымское побережье). Написание слова «Земля» с заглавной буквы отражает планетарный масштаб авторского видения. Напряжение разрешается хлынувшим дождем.

Обида вещая (искаженное Опида, прорицательница) – это языческая богиня, зов которой символизирует искупление пролитой крови: революционные события, происходившие в стране, не остались без внимания поэта.

Средства художественной выразительности, которые использует автор: эпитеты – невиданные «синие зарницы», «звериный вой», «тусклая вода», багровый день», «беглая дрожь», «гулкая степь», «зыбучее стекло», «древняя, незнаемая Земля», «долгий зов», «пенистый Азов (Азовское море)», «Обида вещая», метафоры – «трепещут дрожью», «шуршит быльем и рожью», «млеет травами», «дышит мглой».

Автор прибегает к инверсии – «запал …день», «зарницы синие», «шуршит …степь», он усиливает впечатление необъятности пространства и времени введением анафоры – «вся млеет травами, вся дышит душной мглой», «по бледным заводям, по ярам, по яругам» (где «яруга» – овраг, а «яр» – высокий речной берег), употреблением однородных членов – «Ардавда, Корсунь, Поморье, Посурожье».

Удивительные, чарующие воображение олицетворения – «ветр плеснул …и мечется с испугом», «тьма прыщет (прыскает)», «обида вещая» тревожит зовом, «зарницы трепещут», «степь шуршит, млеет, дышит», «бледные заводи», «гневный Сурож» – переносят читателя на много веков назад.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах