Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Осень» Н. Гнедич

Дубравы пышные, где ваше одеянье?
Где ваши прелести, о холмы и поля,
Журчание ключей, цветов благоуханье?
Где красота твоя, роскошная земля?

Куда сокрылися певцов пернатых хоры,
Живившие леса гармонией своей?
Зачем оставили приют их мирных дней?
И всё уныло вкруг – леса, долины, горы!

Шумит порывный ветр между дерев нагих
И, желтый лист крутя, далеко завевает, –
Так всё проходит здесь, явление на миг:
Так гордый сын земли цветет и исчезает!

На крыльях времени безмолвного летят
И старость и зима, гроза самой природы;
Они, нещадные и быстрые, умчат,
Как у весны цветы, у нас младые годы!

Но что ж? крутитесь вы сей мрачною судьбой,
Вы, коих низкие надежды и желанья
Лишь пресмыкаются над бренною землей,
И дух ваш заключат в гробах без упованья.

Но кто за темный гроб с возвышенной душой,
С святой надеждою взор ясный простирает,
С презреньем тот на жизнь, на мрачный мир взирает
И улыбается превратности земной.

Весна украсить мир ужель не возвратится?
И солнце пало ли на вечный свой закат?
Нет! новым пурпуром восток воспламенится,
И новою весной дубравы зашумят.

А я остануся в ничтожность погруженный,
Как всемогущий перст цветок животворит?
Как червь, сей житель дня, от смерти пробужденный,
На крыльях золотых вновь к жизни полетит!

Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы!
Но некогда весна несменная сойдет!
Жив бог, жива душа! и, царь земной природы,
Воскреснет человек: у бога мертвых нет!

1819 г.

Анализ стихотворения Гнедича «Осень»

Стихотворение «Осень» написано в 1819 году человеком, который считался литературным мэтром. В ту пору Н. И. Гнедич является прославленным зрелым поэтом, и слава его вполне заслужена, что и доказывает представленный текст. Произведение не содержит ни одной лишней фразы, неточности (и при этом удивительно красиво), а выразительные средства трудно отделить друг от друга и однозначно классифицировать, как у всех великих мастеров слова. Это:

  • риторические вопросы – «…где одеянье?», «Куда сокрылися …хоры?», «зачем оставили…?», «Но что ж?», «Весна …не возвратится?», «солнце пало ли…?» – они являются приемом, позволяющим дать на них ответы, избегая скучной дидактики;
  • риторические восклицания – «Так … исчезает!», «… умчат младые годы!», «Нет!», «…весна … сойдет!», «…жива душа!» – призваны подчеркнуть выводы автора;
  • обращения – «дубравы пышные», «роскошная земля», «о холмы и поля», «времена», «годы» – оформляют аналогию – используя вначале природные явления, автор делает важное философское обобщение о характере человеческого бытия;
  • инверсия – «дубравы пышные», «красота твоя», «сокрылися хоры», «шумит ветр» – позволяет сформировать задуманный автором ритмический размер;
  • парцелляция (членение предложение) – «…где одеянье? Где прелести…? Где красота…?» – используется, чтобы выделить каждое придаточное предложение, перенести интонацию на него;
  • ряды однородных членов предложения – «одеянье, прелести, журчание, благоуханье, красота», «леса, долины, горы»;
  • эпитеты – «пернатые певцы (перифраз слова «птицы»», «мирные дни», «нагие деревья», «мрачная судьба», «темный гроб», «возвышенная душа», «святая надежда», «земная превратность», «всемогущий перст (палец бога, ожививший цветок)»;
  • олицетворения – «хоры, живившие (наполнявшие жизнью) леса», «шумит и завевает (забрасывает листья) ветр», «безмолвное время», «надежды и желания … пресмыкаются … и заключат», «весна … не возвратится», «восток воспламенится», «перст животворит», «старость и зима, … нещадные и быстрые, умчат» – помогают создать яркие образы природы и очеловечить явления;
  • метафоры – «приют дней», «сын земли (перифраз человека)», «царь природы», «крылья времени», «гроза природы», «дух заключат в гробах», «простирает взор»;
  • анафора – «так проходит…, так цветет и исчезает» – позволяет уравнять значение перечисляемых действий;
  • многосоюзие – «и старость и зима», «с душой, с надеждой, с презреньем»;
  • сравнения – «умчат годы, как цветы», «житель, как червь»;
  • синекдоха – «улыбается превратности (спокойно, философски воспринимает переменчивость земного бытия и даже его окончание)», «погруженный в ничтожность», «катитесь в вечность», «живившие гармонией» – ярко выделяет ключевое слово при минимуме изобразительных средств;
  • лексический повтор – «новым пурпуром, новою весной», «жив бог, жива душа»;
  • оксюморон – «весна несменная сойдет (пройдет)».

Некоторые обороты требуют пояснения. Фраза «дух (как невещественное начало, нравственная суть человека) заключат в гробах без упованья» означает «поместят в могиле (как в темнице) без надежды (на освобождение)»; «за темный гроб (в контексте речи – смерть)… простирает взор» означает «пытается заглянуть за черту земного существования», пытаясь понять, что предстоит в загробной жизни.

Тон стихотворения спокойный, определенный – читатель чувствует, что автор говорит о том, в чем твердо уверен: поэт высказывает свою жизненную позицию.

Текст произведения образен и полон иносказаний, когда за одним предполагается другое. Но эти иносказания не аллегоричны – они не подменяют понятий, а, напротив, наращивают философские смыслы. Конец лета вызывает абстрактную ассоциацию с концом земного существования и позволяет автору сделать важный нравственный вывод – люди с низкими (низменными, бесчестными) надеждами и желаниями подобны листьям, которые бесследно унесет ветер времени.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах