Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Колорит» Д. Самойлов

Рябины легкое вино.
И синий звук. И желтый отзвук.
И все во всем отражено,
И все объединяет воздух.
И словно бы не совместимы
Сиена и ультрамарин.
Но где-то в глубине картины
Цвет слабой синькой растворим.
Не для того изобразила
Природа образец холста,
Чтоб ляпал на него мазила
Несовместимые цвета.
Она зовет не к подражанью,
Создав воздушную среду,
А к озаренному дерзанью
И кропотливому труду.
И тут уж осень золотая
Легонько постучит в окно,
Колебля воздух и глотая
Рябины легкое вино.

1986 г.

Анализ стихотворения Самойлова «Колорит»

Небольшое стихотворение Д. С. Самойлова «Колорит» – драгоценная часть его послевоенной лирики. В нем четко прослеживается ориентация на русскую классику. Колоритом называют цветовую характеристику картины, явления, предмета, его палитру – общее впечатление от сочетания, соотношения цветов.

Для его передачи поэт использует удивительно точные эпитеты – «легкое вино», «синий звук (звучащий тон глубокого осеннего неба)», «желтый отзвук (шуршание ворохов сухих листьев)», «слабая синька», «озаренное (мечтой, человеческим гением) дерзанье», «кропотливый труд», «осень золотая».

Прием многосоюзия – «И синий звук. И желтый отзвук. И все во всем отражено, и все объединяет воздух. И словно бы…» – позволяет автору многократно усилить выразительность своей мысли, сделать акцент на каждой составной части текста, интонационно выделить ее. Этот пример представляет собой и парцелляцию – членение предложения.

В тексте присутствуют яркие метафоры – «все во всем отражено», «цвет растворим синькой», «зовет к подражанью», причем метафора «рябины легкое вино» является также скрытым сравнением – алые рябиновые кисти вызывают у поэта ассоциацию с красным вином.

Среди других выразительных средств: инверсия – «рябины легкое вино», «все объединяет воздух», «не для того изобразила природа», «ляпал на него мазила», «осень золотая …. постучит», ряды однородных членов предложения – «к подражанью, к дерзанью и труду», олицетворения – «объединяет воздух», «природа изобразила, зовет», «осень постучит в окно, колебля и глотая», аллитерация помогает сконцентрировать внимание читателя, усиливает эмоциональность передачи текста – «звук – отзвук», «все во всем», «словно бы несовместимы сиена и ультрамарин» – «шелест согласных» в этой фразе является удачной аллюзией на шелест осенних листьев под ногами.

Воздушная среда – иносказательное название неба как символа чистоты и духовности, зовущего человечество не к подражанию, а к творчеству, новым свершениям, трудовым подвигам. Автор передает свои впечатления от картин осенней природы и сам является лирическим героем. Совокупность цветов – синий, желтый, сиена (светло-коричневый), ультрамарин, золотой – и есть грустный колорит осени, пленивший поэта. Он указывает нам, что природа способна гармонично совмещать любые, даже несовместимые цвета. Но никакое смешение цветов не может нарушить целостной картины осеннего великолепия – тот самый «образец холста»: поэт подобно художнику навсегда запечатлел ее в своем стихотворении.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах