«Мы встретились случайно, на углу…» И. Бунин
* * * Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел – и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.На ней был креп, – прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила – и забыла.
1905 г.
Анализ стихотворения Бунина «Мы встретились случайно, на углу…»
Сюжет встречи и разлуки влюбленной пары – сквозной для бунинской лирики. Первое событие почти неизбежно влечет за собой другое: любовь восхитительна, но краткосрочна. Она уходит, подчиняясь неведомой воле высших сил, и оставляет лишь воспоминания – светлые, волнующие, но печальные.
«Мы встретились случайно…» не содержит внешнего активного и напряженного действия. Сюжет неуловим: создается иллюзия, что ничего не произошло. Лирический герой, стремительно шагавший по весенней вечерней улице, вдруг встретил даму, которую когда-то любил. Узнав его, она кивнула в знак приветствия, затем завернула за угол и скрылась из вида.
Бедность сюжета идет в контраст с богатством душевных переживаний и воспоминаний героя. Серую гамму сумерек неожиданно «прорезал» знакомый взгляд, который метафорически уподобляется «свету зарницы» Этот свет прерывает быстрый шаг героя: память о любимой настолько жива, что воспоминания пронзают душу одновременно со случайным взглядом.
Показательны сравнения и эпитеты, которые отбирает автор для характеристики взгляда любимой женщины. Кроме упомянутого «света зарницы» встречаются «черные лучистые ресницы», «яркий свет». Вокруг лирической героини аккумулируется лексика с коннотацией света, идеализирующая и ее образ, и воспоминания о высоком искреннем чувстве, возвышающие лирического героя. Такой прием характерен для бунинской лирики: в произведении «Печаль ресниц, сияющих и черных…» герою снятся «небесные глаза» любимой женщины, обрамленные «сияющими ресницами».
В образах бывших влюбленных по-разному отражается мотив памяти. Если для героя прошедшая любовь столь актуальна, что не требует времени для воспоминания, то в случай с героиней – иной. Она «простила – и забыла»: для припоминания потребовалось несколько секунд вглядывания в потрясенное лицо героя. О его душевном смятении, мощном и внезапном, не говорится прямо, но оно передается лексикой, сигнализирующей о контрасте, – между движением и резкой остановкой, сумерками и светом глаз.
«Былое оживленье», появившееся на женском лице, и ласковый кивок свидетельствуют о том, что героине была приятна случайная встреча. Время излечило душевные раны, подарив возлюбленной забвение, а ее избраннику – высокую печаль светлых воспоминаний.
В небольшом стихотворении прекрасно проявились основные слагаемые лаконичного бунинского стиля – глубокий психологизм, простота поэтической манеры и яркость деталей.
Автор: Иван Бунин