Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В избе» Н. Рубцов

Стоит изба, дымя трубой,
Живет в избе старик рябой,
Живет за окнами с резьбой
Старуха, гордая собой,
И крепко, крепко в свой предел –
Вдали от всех вселенских дел –
Вросла избушка за бугром
Со всем семейством и добром!
И только сын заводит речь,
Что не желает дом стеречь,
И все глядит за перевал,
Где он ни разу не бывал…

Анализ стихотворения Рубцова «В избе»

«Жили-были старик со старухой», – начало поэтического повествования, на первый взгляд, укладывается в классическую форму зачина народной сказки. Присмотревшись к тексту повнимательнее, можно определить, что центр внимания здесь смещен. Главенствующим становится образ избы: от него, как от печки, надо строить выводы.

Изба с резными ставнями – ладная, теплая и крепкая – надежно защищает домочадцев и их имущество от внешнего мира и «вселенской» суеты. Уютное жилище, работящая семья и налаженное хозяйство порождают чувства спокойной удовлетворенности, гордости у старухи.

Для Рубцова, поэта-странника, в лирике которого часто встречаются темы бездомности и одиночества, образ избы приобретает особенную ценность. Это не просто приют, защищающий от дождя и холода, а сакральное «место силы», излучающее положительную энергетику. Оно служит для человека источником спокойствия и уверенности, настраивая его на успешную и благополучную жизнь.

Гармоничная, как бы застывшая во времени картина нарушается в последнем четверостишии. Привычную тишину прерывает голос сына: он не хочет заботиться об отчем доме. В финале жилище именуется по-другому – интересный факт, учитывая что в небольшом стихотворении слова «изба», «избушка» встречаются три раза, а «дом» – только один. В рубцовской лирике оба понятия имеют основополагающую ценность, но имеется и существенная разница. Образ избы исполнен веры и надежды: в ней горит «русский огонек», согревающий душу даже одиноких и бесприютных. Трактовка избы как микрокосма характерна для лирики новокрестьянских поэтов начала XX в., и в творчестве Рубцова эта идея наследуется и развивается.

Именуя избу домом, сын хозяев намеренно дает обидную, незаслуженно «приниженную» характеристику жилью. Чем вызвано его недовольство? Героя не устраивает статичность положения, он желает попасть «за перевал», в неизведанные и загадочные места. Остается неясным, сумел ли юноша переступить границу безопасного и отлаженного быта, как сложилась его дальнейшая судьба. Понятно одно: сомнения не пройдут даром, и в «избяной» жизни, отлаженной веками, грядут изменения.

В концовке стихотворения поэт намечает контуры проблематики, на которой подробно останавливались его современники – прозаики-деревенщики: прощание с традиционным укладом и тревожные ожидания будущего, отдаляющегося от народных истоков.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах