Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Александру Блоку» Н. Клюев

1

Верить ли песням твоим —
Птицам морского рассвета, —
Будто туманом глухим
Водная зыбь не одета?

Вышли из хижины мы,
Смотрим в морозные дали:
Духи метели и тьмы
Взморье снегами сковали.

Тщетно тоскующий взгляд
Скал испытует граниты, —
В них лишь родимый фрегат
Грудью зияет разбитой.

Долго ль обветренный флаг
Будет трепаться так жалко?..
Есть у нас зимний очаг,
Матери мерная прялка.

В снежности синих ночей
Будем под прялки жужжанье
Слушать пролет журавлей,
Моря глухое дыханье.

Радость незримо придет,
И над вечерними нами
Тонкой рукою зажжет
Зорь незакатное пламя.

2

Я болен сладостным недугом —
Осенней, рдяною тоской.
Нерасторжимым полукругом
Сомкнулось небо надо мной.

Она везде, неуловима,
Трепещет, дышит и живет:
В рыбачьей песне, в свитках дыма,
В жужжанье ос и блеске вод.

В шуршанье трав — ее походка,
В нагорном эхо — всплески рук,
И казематная решетка —
Лишь символ смерти и разлук.

Ее ли косы смоляные,
Как ветер смех, мгновенный взгляд…
О, кто Ты: Женщина? Россия?
В годину черную собрат!

Поведай: тайное сомненье
Какою казнью искупить,
Чтоб на единое мгновенье
Твой лик прекрасный уловить?

Анализ стихотворения Клюева «Александру Блоку»

Стихотворение «Александру Блоку» написано в 1910 году. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Блок был для Клюева несомненным литературным авторитетом, да и не только для него одного. Многие молодые поэты (в частности, В. В. Маяковский), несомненно, испытывали влияние Блока и подражали ему.

Стихотворение является попыткой диалога с Блоком, оно полно отсылок к его циклу «Снежная маска». Народный поэт Клюев задает вопрос «дворянскому» поэту — «Верить ли песням твоим?» И Блок, будучи способным отличить фальшь от подлинности, проявлял к творчеству Клюева живейший интерес — он чувствовал в поэзии Клюева нечто старорусское и староверческое. У Клюева на самом деле много подлинного.

При прочтении стихотворения видны явные параллели с некоторыми произведениями Блока — например, рассуждения об исторической судьбе России и выбор определенных средств художественной выразительности. А они таковы:

  • эпитеты – «глухой туман», «морозные дали», «тоскующий взгляд», «зимний очаг», «мерная (издающая монотонный, мерный звук) прялка», «синие ночи», «сладостный недуг», «нерасторжимый полукруг», «смоляные косы», «тайное сомненье», «прекрасный лик», «осенняя рдяная тоска», «черная година» — рисуют картины природы, отражающие душевное смятение автора;
  • олицетворения – «зыбь не одета», «духи сковали», «взгляд испытует», «моря дыханье», «жужжанье прялки», «радость придет, зажжет», «тоска неуловима», «Россия – собрат» — очеловечивают чувства автора и явления природы, давая автору возможность вступать с ними в диалог;
  • блоковские метафоры — «песни-птицы», «духи метели и тьмы», «зияет разбитой грудью», «снежность ночей», «искупить казнью», «сковали снегами» — рисуют картины мятежной природы, противостоящей человеку;
  • синекдоха – «граниты скал», «пламя зорь», «полукруг неба», «свитки дыма», «символ смерти и разлук», «птицы рассвета», «всплески рук» — позволяет сделать смысловой акцент на нужном слове;
  • ряды однородных членов предложения – «трепещет, дышит и живет», «в песне, в свитках, в жужжанье и блеске» — объемно описывают явления;
  • сравнение – «как ветер смех» — помогает подчеркнуть неуловимый характер тоски лирического героя;
  • эллипсис – «какою казнью (можно) искупить»;
  • инверсия – «лик прекрасный», «косы смоляные» — инструмент выстраивания рифмы;
  • риторические вопросы — «Верить ли…?», «Долго ль … будет трепаться… ?», «Женщина? Россия?», «… какою казнью искупить?..»;
  • риторическое восклицание — «…собрат!»;
  • гипербола «вышли из хижины» — дань временами нарочитой «народности» поэзии Клюева.

Лексика высокого стиля — «лик», «символ», «поведай», «година», «тщетно», «незримо», «недуг», «испытует», «зияет», «казематная (в данном контексте – тюремная)» — в рамках стихотворения соседствует с просторечной – «родимый».

Стихотворение отражает горечь, которую испытывает поэт: поражение в русско-японской войне принесло огромные потери и больно ударило по самолюбию большинства россиян. Отсюда – рдяная (ярко-красная, алая) тоска автора по утраченному величию империи.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Евтушенко; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Полонский; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах