«Слышу ли голос твой…» М. Лермонтов
* * * Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
1938 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Слышу ли голос твой…»
В лирике М. Ю. Лермонтова есть три стихотворения, посвящённые одной и той же женщине, Прасковье Арсеньевне Бартеневой. Что любопытно, все эти произведения разные по духу и настроению. Это «Она поёт – и звуки тают…», «Как небеса твой взор блистает…» и «Слышу ли голос твой…». Обратимся к последнему из них, чтобы понять, какие чувства испытывал поэт.
Все эти стихотворения Михаил Юрьевич создал в 1938 году. Известно, что с Бартеневой он познакомился гораздо раньше, в 1831-ом. Тогда, впервые услышав необыкновенное сопрано этой знаменитой певицы, поэт создал вдохновенный мадригал «Скажи мне: где переняла ты…». Спустя семь лет Лермонтова охватывает необъяснимый порыв, и он посвящает Прасковье Арсеньевне один за другим пылкие стихи, полные восхищения и страсти. В одном стихотворении он выступает в роли наблюдателя, наслаждающегося видом и пением дивы, в другом с жаром клянётся избраннице в преданности. Произведение «Слышу ли голос твой…» лишено этой бурной горячности, но имеет особенную прелесть.
Это стихотворение заметно отличается от вышеупомянутых рядом черт. По своему настроению и структуре оно больше напоминает молитву ангелу, нежели пламенную оду земной женщине. В произведении три строфы-четверостишия, не имеющих рифмы в строках. Единый размер определить трудно, встречаются строки, написанные дактилем и амфибрахием. Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит.
Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Это его шёпот, обращённый не то к возлюбленной, не то к высшей силе, слышит читатель. В отличие от других стихотворений, посвящённых Бартеневой, в этом поэт чаще говорит не о ней, а о своих чувствах. Конечно, он любуется и её глазами, и звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение:
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…
Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он внимает пению своей музы:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора.
О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, указывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди. Неслучайно для описания цвета глаз поэт использует лазоревый, традиционно использующийся в литературе для характеристики духовных феноменов – небес, райский рек и т. д. Даже образ птички указывает на божественное начало.
Читая это стихотворение, читатель может открыть для себя нового Лермонтова – взволнованного, робкого, безнадёжно влюблённого романтика.