«Всё грущу о шинели…» Ю. Друнина
* * * Всё грущу о шинели,
Вижу дымные сны, –
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года…
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
1969 г.
Анализ стихотворения Друниной «Все грущу о шинели…»
Стихотворение «Всё грущу о шинели…» написано поэтессой Юлией Друниной в 1969 году. Больше двадцати лет прошло с окончания страшной войны, но нанесенная ею глубокая рана, о которой говорит Юлия Владимировна, никак не затянется. Что же это за чувства, что до сих пор волнуют поэтессу?
Это произведение небольшое: в нём всего три строфы. Структура несложна: короткие строчки по три-четыре слова рифмуются перекрёстно (схема abab). Стихотворный размер – анапест. Произведение напоминает исповедь, отрывистые выкрики человека с мятущейся беспокойной душой. Встречаются характерные для лирики Юлии Друниной восклицания: «Нет, меня не сумели…». Мрачные образы, словно вспышки, зажигаются и моментально гаснут в тяжелой тишине, пропитанной горечью.
Лирический герой произведения поверяет читателя в свои переживания. В них сплетается боль, печаль, безнадёжность. Невыносимая тоска по потерянному на поле сражений другу раздирает сердце, которое словно по инерции продолжает стучать:
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
Война отняла у лирического героя всё – юность, время, близких. Эта потеря невосполнима, боль от неё, наверное, никогда не утихнет. Строки словно кричат «нет» страданиям, причинённым войной: « НЕ сумели», «войНЕ», «во мНЕ», «нет».
Отпечаток войны глубоко запечатлелся в сознании героя: отныне всё ассоциируется с нею. Сны наполнены серым дымом взрывов. Даже бег времени напоминает орудийные выстрелы:
Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года…
Но самое страшное – это то, что герой настолько опустошен, что даже скучает о том времени. Он признаётся, что тоскует о войне. Видит сны, в которых она продолжается. Печально и чуть ласково звучит «грущу о шинели», как о добром друге, сопровождавшем в дни невзгод. Слово «Война» употребляется автором с заглавной буквы, словно это имя давнего знакомого, а не синоним жестокости и горя:
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
Сокрушается лирический герой, а затем повторяет, закрепляя мысль:
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
Что это? Стокгольмский синдром? Почему то, что должно вызывать отторжение и желание забыть скорее этот период жизни, кажется чем-то привычным и дорогим сердцу?
Возможно, потому что, по мнению автора, война оставляет зияющие раны в душе человека, не позволяет ему вернуться к нормальной жизни, возвращая вновь и вновь во сне и наяву на поле боя. А значит, она не заканчивается для тех, кто в ней участвовал, даже после формального её завершения.
Безнадёжность. Вот какая главная мысль сквозит в строках. И хотя поэтесса не подводит итога, читатель сам может понять, как важно не повторить ошибок прошлого, чтобы не допустить этого состояния безнадёжности в будущем.
Автор: Юлия Друнина