Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Какой-нибудь предок мой был – скрипач…» М. Цветаева

* * *

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!

Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукой моей – абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый.

Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ – шиповник.
Плохой товарищ он был, – лихой
И ласковый был любовник!

Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок…
Еще мне думается, что – трус
Был мой желтоглазый предок.

Что, душу чeрту продав за грош,
Он в полночь не шел кладбищем!
Еще мне думается, что нож
Носил он за голенищем.

Что не однажды из-за угла
Он прыгал – как кошка – гибкий…
И почему-то я поняла,
Что он – не играл на скрипке!

И было всe ему нипочем, –
Как снег прошлогодний – летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала – таким поэтом.

23 июня 1915 г.

Анализ стихотворения Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был – скрипач…»

В 1915 году Цветаева создала текст, придерживаясь традиций «жанра» поэтической родословной, – «Какой-нибудь предок мой был – скрипач…». Кто скрывается за многогранным образом наездника, вора, ласкового любовника, плохого товарища, труса, человека, продавшего черту душу за грош? Главное – скрипача, не владеющего музыкальным инструментом? Есть версия, что Марина Ивановна имела в виду цыгана. Верность этого предположения подтверждается контекстом творчества поэтессы. По мнению литературного критика Глеба Струве, Цветаева у Пушкина больше любила романтических «Цыган», нежели Медного всадника и «Евгения Онегина». Недаром один из циклов Марины Ивановны назван «Мариула», что отсылает читателей к знаменитой поэме Александра Сергеевича. Цыганская тематика в цветаевской лирике восходит не только к Пушкину, но и к Блоку. Разрабатывая ее, поэтесса утверждает нерасторжимость добра и зла как признак разнообразия жизни. Цыгане в стихотворениях Марины Ивановны – воплощение всесторонней отдачи любви, природе, творчеству. Цветаева провозглашает сходство поэтов с представителями вольного народа. И первые, и вторые не вписываются в рамки обыденной жизни, размеренной и подчиняющейся скучным правилам. Кроме того, они наделены даром заклятий и пророчеств. Если принять во внимание вышеназванные тезисы, то становится понятно, почему среди своих предков Марина Ивановна желает видеть скрипача – человека свободного, подверженного страстям, склонного к бродяжничеству, влюбленного едва ли не во всех молодых женщин сразу.

Стихотворение состоит из семи четверостиший. Каждая строфа конкретизирует центральный образ произведения, дает ему дополнительные характеристики. Важную роль играет ирония. Сначала Цветаева утверждает, что предок ее был скрипачом. В финале поэтесса приходит к неожиданному выводу – курчавый, горбоносый и желтоглазый герой произведения, гибкостью похожий на кошку, на самом распространенном струнном смычковом инструменте играть не умел.

Песенность, свойственная лирике Цветаевой, проявилась и в стихотворении «Какой-нибудь предок мой был – скрипач…». Недаром произведение это было не раз положено на музыку. В частности, существует композиция известного российского барда Екатерины Болдыревой. Также интерес представляет рэп-версия, сделанная молодой артисткой, выступающей под псевдонимом Настя NOisy.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах