Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Советская азбука» В. Маяковский

А

Антисемит Антанте мил.
Антанта – сборище громил.

Б

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся верст за тыщу.

В

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы.

Г

Гольц фон-дер прет на Ригу. Храбрый!
Гуляй, пока не взят за жабры!

Д

Деникин было взял Воронеж.
Дяденька, брось, а то уронишь.

Е

Европой правит Лига наций.
Есть где воришкам разогнаться!

Ж

Железо куй, пока горячее.
Жалеть о прошлом – дело рачье.

З

Земля собой шарообразная,
За Милюкова – сволочь разная.

И

Интеллигент не любит риска.
И красен в меру, как редиска.

К

Корове трудно бегать быстро.
Керенский был премьер-министром.

Л

Лакеи подают на блюде.
Ллойд-Джордж служил и вышел в люди.

М

Меньшевики такие люди –
Мамашу могут проиудить.

Н

На смену вам пора бы, Носке!
Носки мараются от носки.

О

Ох, спекулянту хоть повеситься!
Октябрь идет. Не любит месяца.

П

Попы занялись делом хлебным –
Погромщиков встречать молебном.

Р

Рим – город и стоит на Тибре.
Румыны смотрят, что бы стибрить.

С

Сазонов послан вновь Деникиным.
Сиди послом, пока не выкинем!

Т

Тот свет – буржуям отдых сладкий
Трамваем Б без пересадки!

У

У «правых» лозунг «учредилка».
Ужели жив еще курилка!?

Ф

Фазан красив. Ума ни унции.
Фиуме спьяну взял д’Аннунцио.

X

Хотят в Москву пробраться Шкуры.
Хохочут утки, гуси, куры.

Ц

Цветы благоухают к ночи.
Царь Николай любил их очень.

Ч

Чалдон на нас шел силой ратной.
Чи не пойдете ли обратно?!!

Ш

Шумел Колчак, что пароход.
Шалишь, верховный! Задний ход!

Щ

Щетина украшает борова.
Щенки Антанты лают здорово.

Э

Экватор мучает испарина.
Эсера смой – увидишь барина.

Ю

Юнцы охочи зря приврать.
Юденич хочет Питер брать.

Я

Японцы, всуе белых учите!
Ярмо микадо нам не всучите.

1919 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Советская азбука»

Не секрет, что Владимир Маяковский приветствовал смену власти в России и всячески поддерживал все нововведения, касающиеся улучшения жизни народа. С особым воодушевление поэт воспринял «Декрет об образовании», который давал право каждому человеку учиться. Более того, уже в 1919 году за парты вместе с детьми сели вчерашние рабочие и крестьяне, которые пока еще верили в то, что именно им теперь принадлежит власть в стране. Именно для них Владимир Маяковский написал стихотворение «Азбука», состоящее из коротких рифмованных фраз для каждой буквы алфавита.

Естественно, нетрудно догадаться, что смысл каждой строчки в этом произведении связан с общественно-политическими событиям, которые в тот момент происходили не только в стране, но и за ее пределами. Первая мировая война только что завершилась, однако государства, входящие в военный блок Антанта, по-прежнему рассчитывали уничтожить Россию, в которой так неожиданно сменился государственный строй. На фоне внешних врагов у молодой советской державы хватало и внутренних недоброжелателей, которые формировали армии и штурмовали города в надежде вернуть самодержавие. Поэтому неудивительно, что под буквой «Д» и «Советской азбуке» значится ироничная рифма: «Деникин было взял Воронеж. Дяденька, брось, а то уронишь». Не менее саркастические строки посвящены и недавно свергнутому Временному правительству, глава которого покинул Россию, переодевшись в дамское платье. «Корове трудно бегать быстро. Керенский был премьер-министром», – отмечает поэт. Эти строки сопровождают букву «К», а букве «М» поэт посвятил следующие стихи: «Меньшевики такие люди – мамашу могут проиудить».

Маяковского волнуют не только перемены в обществе, связанные с революцией и войной. Он очень остро реагирует на все перегибы и уродливые проявления социума, одним из которых считает спекуляцию. Поэтому в «Советской азбуке» под буквой «О» можно найти следующие строки: «Ох, спекулянту хоть повеситься! Октябрь идет. Не любит месяца». Затрагивает автор и проблему духовного воспитания людей, считая, что церковь себя полностью изжила, а ее заповеди идут вразрез и идеями построения нового общества.

Простые и емкие фразы азбуки понятны каждому, кто жил в то время. На это и рассчитывал Маяковский, подбирая для каждой буквы отдельный сюжет со своей смысловой и общественной нагрузкой. Правда, история умалчивает, помогла ли такая азбука рабочим и крестьянам освоить алфавит.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах