«Поэма весны» Н. Заболоцкий
Ты и скрипку с собой принесла,
И заставила петь на свирели,
И, схватив за плечо, повела
Сквозь поля, голубые в апреле.
Пессимисту дала ты шлепка,
Настежь окна в домах растворила,
Подхватила в сенях старика
И плясать по дороге пустила.
Ошалев от твоей красоты,
Скряга вытащил пук ассигнаций,
И они превратились в листы
Засиявших на солнце акаций.
Бюрократы, чинуши, попы,
Столяры, маляры, стеклодувы,
Как птенцы из своей скорлупы,
Отворили на радостях клювы.
Даже те, кто по креслам сидят,
Погрузившись в чины и медали,
Улыбнулись и, как говорят,
На мгновенье счастливыми стали.
Это ты, сумасбродка весна!
Узнаю твои козни, плутовка!
Уж давно мне из окон видна
И улыбка твоя, и сноровка.
Скачет по полю жук-менестрель,
Реет бабочка, став на пуанты.
Развалившись по книгам, апрель
Нацепил васильков аксельбанты.
Он-то знает, что поле да лес –
Для меня ежедневная тема,
А весна, сумасбродка небес, –
И подружка моя, и поэма.
1956 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Поэма весны»
У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет «Поэма весны», созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет до смерти. К этому моменту Заболоцкий уже сумел восстановить свое честное имя и, пройдя через лагеря, добился полной реабилитации. Именно поэтому жизнь представляется автору в весьма радужных тонах даже несмотря на то, что ему довелось испытать. Впрочем, давно уже доказано, что человек начинает особенно остро чувствовать прекрасное, когда понимает, что может запросто лишиться не только возможности любоваться природой, но и самой жизни. К моменту создания «Поэмы весы» Заболоцкий несколько раз оказывался на грани гибели, поэтому прекрасно понимал, что значит дожить до первых подснежников и ласкового весеннего ветерка.
К весне автор обращается на «ты», как к старой подруге, которая зашла к нему в гости «и скрипку с собой принесла, и заставила петь на свирели». Однако по пути она преобразила весь окружающий мир, коснувшись каждого человека, который попадался ей на пути. «Пессимисту дала ты шлепка, настежь окна в домах растворила», – отмечает поэт, получая наслаждение от неугомонного характера своей гостьи, решившей встряхнуть людей от зимней спячки, вернуть им радость жизни, мечты и надежды. Скрягу она превращает в транжира, старику дает силы танцевать и заставляет каждого человека улыбаться вне зависимости от его ранга, заслуг перед обществом и степени мягкости кресла, которое он занимает.
«Это ты, сумасбродка весна! Узнаю твои козни, плутовка!», – ласково обращается к гостье поэт, подчеркивая при этом, что он из своего окна подмечает каждый ее шаг и видит все изменения в природе. И это преображение мира по-настоящему радует автора, которому нравится наблюдать, как «скачет по полю жук-менестрель» и как «реет бабочка, встав на пуанты». Апрель же, вступивший в свои права, «нацепил васильков аксельбанты». Николай Заболоцкий признается, что тема пейзажной лирики в последнее время приобрела для него особую актуальность, он учится жить заново и получать удовольствие от каждого мгновения. При этом весна, которая является для поэта и подружкой, и поэмой, как нельзя лучше располагает к литературным экспериментам и заставляет автора по-новому смотреть на привычные «поле да лес», изменившиеся до неузнаваемости.
Автор: Николай Заболоцкий