«Дождь» Н. Заболоцкий
В тумане облачных развалин
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.Зародыш, выкормленный тучей,
Он волновался, он кипел,
И вдруг, веселый и могучий,
Ударил в струны и запел.И засияла вся дубрава
Молниеносным блеском слез,
И листья каждого сустава
Зашевелились у берез.Натянут тысячами нитей
Меж хмурым небом и землей,
Ворвался он в поток событий,
Повиснув книзу головой.Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав.
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.
1953 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Дождь»
Внимательный герой произведений Заболоцкого захвачен динамичными изменениями природного мира. Наблюдая за приближающейся грозой, он уподобляет темные тучи волнам, именуя их шевелящимся «облачным валом». «Сумрак восторга» – таково общее определение увиденному, и звуки первого грома знаменуют приход поэтического вдохновения. В стихотворении «Гроза идет» картина надвигающегося ненастья побуждает лирическое «я» к философским раздумьям. Текст открывается ярким персонифицированным образом тучи, которая освещает себе путь фонарем, сжатым приподнятой рукой.
В произведении, датированном 1953 г., нашли отражение и тенденции к олицетворению природных образов, и стремление запечатлеть нюансы пейзажных трансформаций. Утренний дождь – центральный образ стихотворения, и субъект речи прослеживает путь развития атмосферного явления.
В зачине обозначен момент, предшествующий зарождению дождя, который еще не существует, «почти нематериален». В первом катрене указаны пространственно-временные обстоятельства лирической ситуации: действие происходит утром, среди туманных облаков, метафорически отождествленных с развалинами неизвестного строения.
Тяготение к персонификации пейзажных деталей убедительно заявляет о себе во второй строфе. Центральный образ обозначен как «зародыш», детище тучи. Энергичный, жизнерадостный и «могучий» персонаж жаждет действовать. Чтобы передать кипучую натуру «новорожденного», автор использует четыре однородных сказуемых. Две последних компонента ряда указывают на начало дождя, который сравнивается с пением под аккомпанемент музыкального инструмента.
Содержание центрального четверостишия посвящено эффекту, который несут обильные осадки. Мокрая листва деревьев начинает сиять. Переливающийся блеск получает выразительный эпитет «молниеносный». В нем актуализированы переносное значение, указывающее на мгновенный результат, и внутренняя форма слова, намекающая на игру света в каплях воды.
Охарактеризовав ветки лексемой «суставы», автор уподобил березу человеческому телу. Ряд антропоморфических образов увенчивается кульминационным эпизодом, когда наклонные струи дождя уподобляются человеку, повисшему вниз головой.
Перед лирическим субъектом предстает одушевленное пространство, преображенное утренним ливнем. Авторская картина мироздания завершается мифологическим образом земли, праматери живых существ.
Автор: Николай Заболоцкий