Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Тёплым ветром потянуло…» А. Фет

* * *

Тёплым ветром потянуло,
     Смолк далекий гул,
Поле тусклое уснуло,
     Гуртовщик уснул.

В загородке улеглися
     И жуют волы,
Звезды частые зажглися
     По навесу мглы.

Только выше все всплывает
     Месяц золотой,
Только стадо обегает
     Пес сторожевой.

Редко, редко кочевая
     Тучка бросит тень…
Неподвижная, немая,
     Ночь светла, как день.

1842 г.
Из цикла «Мелодии».

Анализ стихотворения Фета «Теплым ветром потянуло…»

Реализации мотива сна в фетовской лирике разнообразны. В поэтических текстах, посвященных изображению природы, спокойствием сна объяты деревья и цветы, море и воздух, курганы и земля. Через мотив сна и грезы передаются авторские философские убеждения и движения души. Лирический герой именует свое внезапное прозрение, позволяющее приблизиться к тайнам бытия, пониманием «всемирного сна» природы. Окончание земного существования трактуется как «светлый сон», избавляющий от душевных терзаний и одиночества.

Картина тотального спокойствия, сближающая художественный текст с жанром колыбельной, представлена в стихотворении 1842 г. Оно начинается безличным предложением, в центре которого возникают осязательный образ теплого ветра и звуковая характеристика, свидетельствующая о прекращении дневного гула. Начальный катрен завершается анафорой «уснуло – уснул», которая подчиняет мотиву сна и природу, и мир людей.

Упоминание рода занятий одного из спящих становится поводом для детализации пейзажной картины в двух центральных четверостишиях. Мирно лежащие волы вписываются в общее состояние неподвижности. Параллельно сценке из сельского быта изображается динамическая картина прихода ясной ночи: зажглись звезды, взошел месяц. Оригинальная метафора «навес мглы», которую можно соотнести с деталями деревенских хозяйственных построек, скрепляет указанную параллель.

Третий катрен выхватывает из общего фона два разнородных образа, которые объединяются по признаку бодрствования. Сторожевая собака и золотой месяц выполняют роль охранников, стерегущих покой спящего мира. Цель авторского хода аналогична задаче метафорической конструкции, уподобляющей навесу темную кромку тучи, – слить детали параллели в единую гармоничную картину. Те же функции возложены на лексическую анафору «только».

Из художественных средств, задействованных в финальной части, выделяется эпитет «кочевая», который относится к образу тучки. Этот прием завершает перекличку разноплановых образов, развернутую в центральном эпизоде.

После паузы следует двустишие, обобщающее увиденное и суммирующее впечатления лирического героя. Спокойствие, неподвижность и тишина выражают гармонию мира, приносят умиротворение душе, встревоженной земными заботами. Противоречивая суть авторской формулы «ночь светла» лишает символ отрицательных значений, которые восходят к древним представлениям о ночи как торжестве хаоса, смерти, времени активности темных сил.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах