Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает…» А. Пушкин

* * *

Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает;
На девственных устах улыбка замирает.
Давно твоей иглой узоры и цветы
Не оживлялися. Безмолвно любишь ты
Грустить. О, я знаток в девической печали;
Давно глаза мои в душе твоей читали.
Любви не утаишь: мы любим, и как нас,
Девицы нежные, любовь волнует вас.
Счастливы юноши! Но кто, скажи, меж ими
Красавец молодой с очами голубыми,
С кудрями черными?.. Краснеешь? Я молчу,
Но знаю, знаю всё; и если захочу,
То назову его. Не он ли вечно бродит
Вкруг дома твоего и взор к окну возводит?
Ты втайне ждешь его. Идет, и ты бежишь,
И долго вслед за ним незримая глядишь.
Никто на празднике блистательного мая,
Меж колесницами роскошными летая,
Никто из юношей свободней и смелей
Не властвует конем по прихоти своей.

1824 г.

Является вольным переводом элегии Андре-Мари Шенье «Jeune fille, ton coeur avec nous veut se taire…».

Анализ стиха А. С. Пушкина «Ты вянешь и молчишь…»

Стихотворение является вольным переложением элегии А. Шенье, которого Пушкин боготворил. Оно написано в 1824 году. К этому времени Александр Сергеевич перенес уже немало жизненных бурь – опалу, унижения и череду любовных разочарований.

Произведение относится к жанру интимной лирики. Адресат произведения – влюбленная девушка. Непрямое обращение «ты» позволяет предположить любого человека. Стихотворение затрагивает чувствительную тему тщательно скрываемых личных отношений и включает такие средства художественной выразительности:

  • метафору – «ты вянешь», то есть теряешь волю к жизни;
  • эпитеты – «девственные уста», «блистательный май», «роскошные колесницы», отражающие авторскую оценку;
  • метонимию – «не оживлялися иглой цветы (подразумевается заброшенное вышивание)», «глаза читали в душе (значит, наблюдательный герой точно определяет душевное состояние героини)»;
  • инверсию – «любишь ты грустить», «глаза мои», «в душе твоей»;
  • контекстуальные синонимы – «мы – вы» – как сопоставление мужчин и женщин;
  • обращение – «девицы нежные»;
  • риторическое восклицание – «Счастливы юноши!» – отражает оттенок зависти тем, кто сильно любим;
  • риторические вопросы – «…кто красавец молодой?», «Краснеешь?», «…не он ли бродит…?»;
  • лексический повтор – «знаю, знаю всё» – акцент на владении ситуацией;
  • лексику высокого стиля – «очи», «кудри», «взор», «незримая»;
  • олицетворения – «печаль снедает (в контексте речи – терзает, мучает)», «улыбка замирает» – помогают передать авторский замысел;
  • ряды однородных членов предложения – «вянешь, молчишь», «узоры, цветы», «бежишь, глядишь»;
  • синонимы – «бродит, идет», в том числе контекстуальные – «юноша, красавец»;
  • антитезу – «молчу, но знаю…».

Стихотворение пронизано сочувствием к любящей и мягкой иронией, ведь героиня оставляет привычные дела, сосредотачиваясь на объекте обожания. Лирический герой, ассоциированный с автором, имеющим богатый любовный опыт, пытается предостеречь от ошибок юную собеседницу. От его зоркого глаза не может укрыться ни ее смятение, ни меланхолия.

Принимая на себя роль доверенного лица, близкого друга (либо будучи им) и понимая непредсказуемость чувства, лирический герой проводит в конце стихотворения некую аналогию и дает понять, что страсть не тождественна любви и возлюбленный имеет над страдающей от разлуки девушкой большую власть, что может толкнуть ее на опрометчивый шаг.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах